«Рост заболеваемости сифилисом в мире вызывает серьезную обеспокоенность», – заявил генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Адханом Гебрейесус, представляя новый доклад ВОЗ. И не только сифилисом.
Инфекции, передающиеся половым путем (ИППП), продолжают свое наступление на нашу планету. Во многих регионах показатели заражения катастрофически растут, и речь идет уже о глобальных эпидемиях ИППП, ВИЧ и вирусных гепатитов. Ежегодно в мире от этих инфекций умирают 2,5 миллиона человек.
В 2022 году ВОЗ поставил перед собой цель – к 2030 году число случаев заражения сифилисом должно сократиться в десять раз – с 7,1 миллиона до 0,71 миллиона. Но сифилис, видимо, о планах ВОЗ не подозревает, потому что за 2022 год количество вновь выявленных случаев заражения сифилисом среди людей в возрасте 15–49 лет увеличилось более чем на 1 миллион. Таким образом, вместо снижения показателей число случаев заражения в 2022 году превысило уже 8 миллионов. Самый резкий рост показателей по сифилису демонстрируют Америка и Африка.
Да и ВИЧ с гепатитами особо не радуют – снижение числа новых случаев заражения этими инфекциями очень незначительное. Кое-где снижение, конечно, есть. Но на фоне общемировой статистики оно настолько ничтожно, что его можно считать статистической погрешностью.
Но ВОЗ всегда найдет причины для оптимизма. «К счастью, нам удалось достичь прогресса по ряду других направлений, в том числе в расширении доступа к важнейшим услугам здравоохранения, включая диагностику и лечение. У нас есть инструменты, необходимые для того, чтобы положить конец этим эпидемиям к 2030 году», – рассказал Гебрейесус в том же выступлении.
Так может именно «расширение доступа к важнейшим услугам здравоохранения» и дает рост показателей по вновь выявленным случаям заражения или держит статистику на одном уровне, как в случае с ВИЧ и вирусными гепатитами? Зависимость «больше обследований – больше выявлений», в принципе, очевидна любому человеку, знакомому с математикой. Но формулы, по которым ВОЗ рассчитывает свою статистику, не оглашаются, поэтому понять, учтены ли такие нюансы, невозможно.
Хотя, когда речь идет о том, что люди миллионами мрут от ИППП, ВИЧ и вирусных гепатитов, на математические тонкости можно и не обращать внимания. Страшно, что и в XXI веке мы умираем от того же, от чего умирали где-то в XV веке. Это я про сифилис и гепатиты, конечно. ВИЧ появился в ассортименте того, что может подарить человеку секс, значительно позже – в XX веке. А сегодня ВОЗ уже спокойно говорит об эпидемиях ИППП, ВИЧ и вирусных гепатитов, шагающих по миру.
Гонорея
ВОЗ констатирует: более миллиона человек ежедневно заражаются четырьмя ИППП – сифилисом, гонореей, хламидиозом и трихомониазом. В своем докладе ВОЗ отмечает, что активный рост заболеваемости сифилисом среди взрослых был отмечен в период пандемии COVID-19. Заражались в том числе и женщины, которые затем становились матерями. Как результат – рост числа случаев врожденного сифилиса (523 случая на 100 000 новорожденных в год). В 2022 году от одного сифилиса в мире умерло 230 000 человек.
Данные ВОЗ также свидетельствуют о росте количества выявляемых случаев заболевания полирезистентной гонореей. В 2023 году проводился мониторинг устойчивости гонореи к противомикробным препаратам. Из 87 стран, принявших участие в мониторинге, 9 сообщили о повышенном количестве (от 5 до 40 процентов) пациентов с устойчивой резистентностью к «цефтриаксону» – антибиотику, который применяют для лечения гонореи.
ВОЗ уверяет, что эксперты организации пристально следят за ситуацией – обновили рекомендации по лечению гонореи в надежде уменьшить распространение мультирезистентного штамма. Но проблема в том, что если гонорея приноровилась к «цефтриаксону», а это достаточно сильный антибиотик, то она сможет со временем приноровиться и к новым рекомендациям ВОЗ. Собственно, ситуация такая же, как с лечением туберкулеза и многих других инфекционных заболеваний – фармакология развивается, но и инфекции не дремлют.
Гепатиты и ВИЧ
По данным ВОЗ, в 2022 году было зарегистрировано порядка 1,2 миллиона вновь выявленных случаев заражения гепатитом В и почти 1 миллион – гепатитом С. Количество умерших от вирусных гепатитов выросло с 1,1 миллиона в 2019 году до 1,3 миллиона в 2022 году. И все это несмотря на эффективные лекарственные препараты, схемы лечения, профилактику и диагностику.
А вот количество впервые выявленных случаев заражения ВИЧ-инфекцией слегка снизилось. Незначительное, подчеркивают в докладе ВОЗ, – с 1,5 миллиона в 2020 году до 1,3 миллиона в 2022 году – но снижение все-таки есть.
ВОЗ в своем докладе упоминает и группы граждан, в которых уровень распространения ВИЧ продолжает оставаться намного выше, чем среди населения в целом. По оценкам экспертов ВОЗ, именно на представителей этих групп приходится 55 процентов новых случаев выявленного заражения ВИЧ-инфекцией. И любой, кто следит за деятельностью ВОЗ и ООН, подразделением которой ВОЗ и является, может без особого труда назвать группы населения, о которых идет речь. Они, все пять, находятся, так сказать, в фокусе самого пристального внимания и особой заботы как у ВОЗ, так и у ООН.
Уж так представители этих пяти групп преследуются в современном обществе, уж так дискриминируются, и так срочно необходимо всем миром встать на защиту их прав, что порой нормальному человеку тошно становится. Речь, естественно, идет о геях, людях, употребляющих инъекционные наркотики, работниках секс-индустрии, трансгендерах и лицах, находящихся в тюрьмах и других закрытых учреждениях.
Убивающая толерантность
Возникает вопрос: почему ВОЗ и ООН не видят очевидных причин не особенно любить все пять вышеперечисленных групп? Вопрос, конечно, риторический, потому что отвечать на него давно некому. Желание давать ответы на здравые вопросы и думать в определенных направлениях давно забито толерантностью. А она дозволяет только умильно присюсюкивать над каждым представителем ЛГБТ+ЁКЛМН – и прочие буквы алфавита (не хочу даже знать, как они называют себя сегодня), наркоманом, проституткой или преступником и требовать для них все больше прав и свобод.
То, что эти «представители» с их правами разносят смертельную заразу, снижают рождаемость, калечат детей и уничтожают институт нормальной семьи, совершенно не повод обращаться с ними так, как они того заслуживают. Таково мнение ООН со всеми ее подразделениями. И попробуй только заикнуться против – распнут. А страны, которые дают отпор этой извращенной общемировой толерастии, сразу заносятся в списки «неправильных».
И в отчетах о состоянии прав человека в таких «неправильных» странах, которыми регулярно фонтанируют прикормленные разными фондами правозащитники, на долгие годы уверенно поселяются обильно фантазирующие гендерные девианты. Последние, спокойно и комфортно живя в «неправильных» странах, завывают на тему гендерного насилия, которому они там же по месту и подвергаются. Нонсенс? Ничуть. Наши нынешние реалии. Но вернемся назад к инфекциям.
Жалость что-то не лечит
Смертность от ВИЧ, констатирует ВОЗ, по-прежнему остается высокой. В 2022 году в мире зарегистрировано 630 000 случаев смерти, которые связанны с ВИЧ. 13 процентов из них приходится на детей в возрасте до 15 лет! 80 с лишним тысяч детей, погибших от ВИЧ за один год, – масштабное уничтожение нашего будущего во всем своем трагизме.
Но есть и капля позитива – ВИЧ все-таки можно контролировать. По этому поводу ВОЗ рапортует: 19 стран смогли ликвидировать передачу ВИЧ и (или) сифилиса от матери ребенку. Ботсвана и Намибия взяли курс на ликвидацию ВИЧ. А Намибия даже стала первой страной, предоставившей досье для оценки результатов ликвидации вертикальной передачи ВИЧ (от матери ребенку), гепатита В и сифилиса. Показатели диагностики и лечения гепатита B и C в мире тоже улучшаются. Незначительно, оговаривается ВОЗ, но все же какой-то плюс есть.
И организация, главная по здравоохранению в мире, считает, что всего этого достаточно, чтобы делать громкие заявления типа «усилия по расширению доступа к медицинским услугам по профилактике и лечению ИППП, ВИЧ и гепатита, приносят огромные результаты». Где же они, такие огромные?
Может, вот это? В мире 76 процентов зараженных ВИЧ получают лечение. При этом у 93 процентов из них наблюдается подавленная вирусная нагрузка. Цифры приятные, но откуда тогда 1,3 миллиона выявленных случаев в год? Неужели 24 процента, которые лечения не получают, справляются?
Или ВОЗ забывает упомянуть, что выявляются далеко не все случаи заражения ИППП, ВИЧ и вирусными гепатитами, а на одного выявленного приходится 3–6 (в зависимости от региона) не выявленных и не получающих лечения. Отсюда и эпидемии, и такие скромные (но представляемые огромными в отчетах) результаты работы ВОЗ. Не совсем ясно – а что делать-то? Нам понятно – беречь себя и здоровье своих близких. В нашей стране этому учат с детства. А с теми, которые интенсивно разносят по миру смертельную заразу, будем что-то делать? Или в очередной раз их пожалеем? Только ИППП, ВИЧ и гепатиты жалостью что-то плохо лечатся.
СПРАВОЧНО:
♦ В Республике Беларусь, благодаря совершенствованию методов диагностики и лечения, продолжает сохраняться тенденция к снижению темпов роста заболеваемости ИППП.
♦ Заболеваемость ИППП в 2022 году составила – 140,6 на 100 тысяч населения (в 2021-м – 148,7, в 2020-м – 152,2).
♦ Заболеваемость сифилисом составила в 2022-м – 12,1 на 100 тысяч населения (2021-м – 11,1, в 2020-м – 8,1). С 2020 года заболеваемость сифилисом в Беларуси растет. Минск демонстрирует снижение заболеваемости на 6,9 процента, а в общем по Республике – рост на 9 процентов.