США запрещают TikTok: борьба за информационное пространство обостряется

Войны в сети

Социальные сети стали чуть ли не ключевым инструментом морально-психологической борьбы. Тезис в очередной раз подтвердили американцы. В США активно ведется работа над законопроектом, который предполагает либо запрет китайской сети TikTok в США, либо ее продажу американским же инвесторам. Пекин по неофициальным каналам намекает: он предпочтет запрет смене собственника. Хотя компании — операторы глобальных информационных ресурсов и отрицают участие в политике, сотрудничество со спецслужбами и клянутся в полной конфиденциальности персональных данных пользователей, но разворачивающаяся борьба вокруг китайской сети демонстрирует: американцы расценивают любую независимую от них глобальную систему коммуникаций как оружие. Зная по своему опыту, каким образом можно его использовать.


Собственно говоря, нападение на чужестранные высокотехнологичные компании является уже не инцидентом, а четкой тенденцией. В 2020-м, во время президентства Дональда Трампа, Вашингтон уже вводил ограничения для китайских продуктов. В частности, мобильные приложения для обмена видео- и текстовыми сообщениями TikTok и WeChat было запрещено распространять или поддерживать через американские магазины приложений. Были также введены другие рестрикции, целью которых являлось замедление работы китайских приложений. Правда, сменив Дональда Трампа на посту президента, Джо Байден отменил ограничения.

Видимо, через либерализацию новый американский руководитель планировал подавить китайскую активность экономическими инструментами. А говоря проще, инициировать покупку «вражеских» технологичных компаний американским капиталом и таким образом поставить их под контроль. Пекин отреагировал на такую стратегию и ввел (к неудовольствию своих предпринимателей) ограничения по выходу стратегических (с точки зрения правительства) компаний со своими ценными бумагами на иностранные биржи. Возник ряд конфликтов, произошло падение котировок некоторых крупных информационных платформ, предоставляющих услуги в области транспорта, образования и других коммуникаций. Но угроза поглощения со стороны американских корпораций и консорциумов была нейтрализована.

Видимо, по этой причине либерал (в прошлом) Джо Байден пошел в атаку. Точнее, в бой пошел даже не он, а американский истеблишмент, что уже вполне похоже на крестовый поход.

Нижняя палата парламента США разработала законопроект «О защите американцев от приложений, контролируемых иностранными злоумышленниками». Недавно он получил одобрения и отправился в сенат. Затем его должен подписать президент. По данным CNN (публично озвученным), Джо Байден поддерживает инициативу. Фактически речь идет о запрете деятельности в США иностранных приложений. Прежде всего правовое острие направлено против китайского TikTok. Но под действие закона подпадут и компании из России, Ирана, Северной Кореи. Фактически, в оправдание рестрикций выступил глава отдела кибербезопасности Агентства национальной безопасности (АНБ) США Роб Джойс, который в начале года утверждал: Китай может намеренно показывать американским гражданам «материалы, вызывающие разногласия в обществе». Про действия американских социальных сетей американские власти скромно умалчивают.


Параллельно с законодателями активизировался и коммерческий сектор. Причем движущей силой выступил экс-чиновник, глава Минфина США (2017–2021 годы) Стивен Мнучин. Сейчас он возглавляет частную инвестиционную компанию Liberty Strategic Capital. Он считает, что законопроект об «иностранных злоумышленниках» будет обязательно принят. А так как он предполагает либо уход чужих приложений с американской территории, либо их продажу, то уже занялся формированием консорциума местных инвесторов для покупки TikTok. По крайней мере, его бизнеса в США. По данным The Word Street Journal, объем сделки — около 100 миллиардов долларов. Весьма значительная сумма, учитывая, что выручка TikTok в США равняется приблизительно 20 миллиардам долларов. Подчеркну: выручка, а не прибыль. Но привлекают деньги эти корпорации за счет своих экспансионистских возможностей. Как экономических (могут служить мощным тараном для продвижения любых, даже самых сомнительных идей почти по всему миру), так и социально-политических воззрений.

Цифровые приложения сегодня являются оружием массового поражения. Прежде всего психологической составляющей общества. Это уже не предположения или конспирологические фантазии, а факт. И его первыми, собственно говоря, подтверждают те же американцы. 
Нашествие на иностранные приложения происходит на фоне еще одного специфического скандала. В середине марта Reuters опубликовал со ссылкой на бывших чиновников информацию, что в 2019-м Дональд Трамп уполномочил Центральное разведывательное управление (ЦРУ) провести тайную информационную операцию по настраиванию китайского общества против правительства Си Цзиньпина. По данным Reuters, ЦРУ сформировало группу оперативников, которые создавали фейковые аккаунты в китайских социальных сетях и распространяли там информацию о якобы спрятанных за границей капиталах членов коммунистической партии, о расточительстве и коррумпированности проекта «Один пояс, один путь».

Кстати, китайская корпорация BateDance (владеет сетью TikTok), по неофициальной информации, была бы и не против выделения американского подразделения в отдельную компанию и ее реализации. Пускай и покупателям из не совсем дружественной страны (взаимоотношения Китая и США последние годы остаются достаточно двусмысленными и в политике, и в экономике). Но сигналы из официального Пекина свидетельствуют: власти Поднебесной предпочтут блокировку продаже.

Кстати, именно рост позиций в TikTok заставляет США жестко давить на эту социальную сеть. Если в 2020-м во время первой запретительной атаки в Штатах у TikTok насчитывалось около 100 миллионов пользователей, а всего по миру — около 800 миллионов, то сегодня, спустя менее четырех лет, число американских пользователей выросло до 170 миллионов (хотя называются и более скромные цифры — 140 миллионов, но в любом случае динамика стремительная), а мировая аудитория выросла почти до 1,3 миллиарда.

Рискну предположить, что альтернативные приложения начинаются пользоваться спросом на фоне разных скандалов, преследующих американские высокотехнологичные корпорации. Их сотрудничество со спецслужбами если и не доказано окончательно, то практически не вызывает уже сомнений. Сильно подмочили репутацию гигантов и антимонопольные расследования в Европейском союзе, которые через этот законодательный механизм стараются снизить влияние компаний американских друзей на свое информационное пространство. Были неоднократные факты и деструктивного влияния на фондовый рынок, манипулируя так называемыми неквалифицированными инвесторами через социальные сети. И этими фактами всерьез занимались американские профильные службы.

Виток информационно-технологического противостояния выходит на новый уровень: от конкуренции (пускай и не всегда добросовестной) к прямым запретам. Поэтому прессинг TikTok является скорее трендом, чем инцидентом. Видимо, социальные сети и другие приложения попадут в разряд фактически оружия (каковым в определенной степени они и являются). К тому же не стоит забывать и про искусственный интеллект. Для его успешного и эффективного функционирования необходимы большие базы данных и их обновление. Сила электронного мозга зависит именно от доступа к информации. У какой страны ее больше, та (по крайней мере, так пока считают многие эксперты) и будет выигрывать. Поэтому борьба за информацию развивается по все более драматичному треку. Несомненно, его придется учитывать при построении собственных, национальных информационных систем.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter