Для реализации госпрограммы Минский автомобильный завод изготовил к началу учебного года 60 автобусов.
Быстрый старт
Первый «школьник» белорусского производства страна увидела в 2011 году. Его спроектировали на базе самого маленького в модельном ряду МАЗа автобуса — МАЗ-241. Новинка предназначалась для школ Беларуси, России и Украины. Она успешно прошла комплекс необходимых испытаний — сертификационные, технические и прочие.Необходимость создания школьного автобуса назрела давно.
В 2013 году Александр Лукашенко поручил председателю правления Банка развития — в то время эту должность занимал Сергей Румас — освоить социальную госпрограмму «Школьный автобус». По ней в течение пяти лет сельские населенные пункты должны были обеспечиваться транспортом для подвозки детей в школу и обратно. Глава государства отдельно остановился тогда на социальной ответственности банка как прибыльно работающей организации. Президент акцентировал внимание на том, что реализацией социальных проектов должна заниматься каждая крупная организация страны.
Для реализации госпрограммы Минский автомобильный завод изготовил к началу учебного года 60 автобусов — по 10 для каждой области страны. Следующие три года предприятие выпускало примерно по шестьдесят единиц в год. Сегодня изготовление одного «школьника» с нуля занимает всего около 1,5 месяца.
Стоит отметить, что на конкурсе «Лучший в «Мире автобусов», который прошел во время выставки «Мир автобусов-2013» в российском городе Коломна, в номинации «Лучший маршрутный автобус» победителем назвали именно МАЗ-241 в школьном исполнении.
Однако нет предела совершенству. Инженеры решили создать принципиально новую модель школьного автобуса повышенной проходимости по грунтовым дорогам, что особенно актуально для сельских школ. Так появился MАЗ-257. Он стал первым школьным транспортом в СНГ, который изначально разработан для сельской местности.
— Для нового школьного автобуса разработано свое рамное шасси с подвеской от среднетоннажного грузовика. Высокий клиренс и рессорная подвеска позволяют ему свободно ездить по грунтовым дорогам, — вдается в детали ведущий инженер-конструктор Алексей Харланов. — Удлиненное шасси позволило установить вторую автоматическую дверь и увеличить пассажировместимость до 31 места.
Знакомлюсь с МАЗовским «школьником». На крыше — громкоговоритель для оповещения, впереди — сигнальные маячки и дополнительные зеркала. Последние нужны водителю, чтобы вовремя заметить ребенка, если вдруг тот решит перебежать дорогу перед капотом. Входные водительские ступеньки утоплены в нишах. Ветровое стекло состоит из двух половинок. Так его проще заменить при необходимости.
Внутри установлена система видеонаблюдения. Картинка с камер выводится на монитор рабочего места водителя. Оно частично отделено от пассажирского салона, чтобы шумная ребятня не отвлекала водителя от дороги. За рабочим местом водителя «лицом» в салон установлены два кресла для сопровождающих. Так педагогам удобнее контролировать ситуацию в салоне. «Учительские» кресла легко отличить от детских по конфигурации ремней безопасности. Учителям — поясной ремень, а детям по стандартам положены четырехточечные ремни. Они застегиваются на груди и чем-то напоминают ремни безопасности в спорткарах. Такой вариант обеспечивает более надежную фиксацию пассажира в кресле. Пол — не скользкий, чтобы ребенок не упал во время движения.
Свои особенности
Выдвижная автоматическая дополнительная ступенька еще один нормативный атрибут скул-баса. Для старшеклассников не актуально, а вот для первоклашек — полезный аксессуар. Поскольку ступенька выдвижная, проходимость автобуса не пострадала.Первый «школьник» белорусского производства страна увидела в 2011 году.
Новенькие МАЗ-257 уже второй год возят детей в школы. В прошлом году генеральный директор ОАО «МАЗ» Дмитрий Катеринич поставил перед инженерами задачу накануне начала учебного года осмотреть реализованные предприятием школьные автобусы, проверить их техническое состояние и изучить отзывы. Оказалось, маленькие пассажиры своим новым транспортом довольны. Особенно тем, что теперь в салоне тепло даже при минусовых температурах за окном. Инженер-конструктор 1-й категории Александр Скакун объяснил, как удалось достичь комфортной температуры в салоне в холодный период:
— Мы понимали, что в салоне должно быть тепло, насколько это возможно сделать на грузовом шасси. Как мы решили эту задачу? Оснастили автобус системой отопления на электромагнитных клапанах. Она идет по всему контуру салона. Включить систему отопления можно с рабочего места водителя, не выходя из автобуса. Водители говорят, что при включении всех воздушных кранов даже с открытыми окнами в салоне тепло.
Детям по стандартам положены четырехточечные ремни безопасности.
Модель оборудована современным двигателем экологического класса «Евро-5» и имеет встроенную систему ограничения скорости до 60 километров в час. Даже если водитель полностью выжмет педаль газа, быстрее автобус не поедет. Оно и понятно: динамика такому транспорту не нужна, все-таки дети в салоне.
В салоне установлен современный медиакомплекс.
Проверено!
Автобус успешно прошел испытания, причем с первого раза. В том числе краш-тест на опрокидывание. Грубо говоря, автобус установили на метровую платформу и опрокинули на правую боковину. Специально для тестов был создан опытный образец, в который установили все действующие узлы и агрегаты. Пассажиров имитировали специальные манекены.Сегодня изготовление одного «школьника» с нуля занимает всего около 1,5 месяца.
— Нужно было проверить прочность конструкции, — вспоминает Александр Скакун. — При опрокидывании ничто не должно сильно смещаться и деформироваться, чтобы не навредить пассажирам в салоне. Стойки каркаса и прочие элементы салона вроде багажных полок должны быть прочно закреплены, чтобы при ДТП они не могли травмировать пассажиров.
Тесты показали, что модель соответствует всем требованиям безопасности, которые приняты в странах СНГ и Европы! Если бы в автобусе во время краш-теста находились люди, то они бы не получили серьезных травм и ушибов.
Автобус имеет встроенную систему ограничения скорости до 60 километров в час.
Двери салона пассажирского автобуса, будь то междугородный лайнер, «турист» или городской низкопольник, — это отдельное направление для конструкторской и дизайнерской проработки. На школьных автобусах нашего производства стоит классика жанра — «городские» двери поворотного типа. Их главный минус — сложно обеспечить герметичность. Инженеры решили и эту задачу. Обновленная версия МАЗ-257 вместо распашных дверей получит дверь, открывающуюся наружу, как в междугородных лайнерах. Она герметичнее.
На перспективу
Модель с новой дверью уже обкатывают на предприятии. Возможно, в будущем МАЗ-257 станет родоначальником нового семейства среднеразмерных автобусов для села, но пока это исключительно школьный автобус.Дополнительные зеркала нужны водителю, чтобы вовремя заметить ребенка, если вдруг тот решит перебежать дорогу перед капотом.
— Новая модель взяла лучшее от грузовика и автобуса: с одной стороны, повышенная проходимость, с другой — комфортные условия и максимальная безопасность для детей, — подчеркнул напоследок Александр Скакун. — Автобус предназначен для того, чтобы привезти детей в школу из любой деревни или хутора независимо от качества дорожного покрытия. Такие возможности делают транспорт незаменимым практически в любом регионе.
Выдвижная автоматическая дополнительная ступенька еще один нормативный атрибут скул-баса.
Всего для сельской местности должно быть выпущено более 300 «школьников». Их также планируется поставлять на рынки стран ЕАЭС. Новой машиной интересуются многие потенциальные заказчики. По сути, МАЗ создал автобус, который не имеет аналогов в своем классе. Ожидается, что новая модель будет успешна на зарубежных рынках.
ЦИФРЫ
Начиная с 2013 года предприятие выпустило 221 школьный автобус модели МАЗ-241 и 44 школьных автобуса модели МАЗ-257.
gorbatenko@sb.by
Фото из архива МАЗа