Увидели, чем Белгосцирк будет удивлять зрителей в новой программе «В поисках волшебства»

Вот так номера!

Несмотря на календарную зиму, снега на проспекте Независимости не наблюдается. Но стоит только подойти к зданию цирка, как сразу становится понятно: скоро Новый год. Об этом свидетельствуют необычная елка, выполненная из огромных шаров, и несколько инсталляций на праздничную тематику. И это только начало! Самое интересное нас ждет внутри, где сегодня проходят репетиции новой цирковой программы «В поисках волшебства». В преддверии новогодних праздников артисты подарят зрителям возможность побывать в творческой мастерской Деда Мороза и пройти через незабываемые приключения вместе с главными героями сказки — Снеговиком и его друзьями. Что ж, заглянем на репетицию.

Номер, олицетворяющий наступление зимы, дополняет балет.

Под куполом

В сопровождении сотрудника Белгосцирка захожу в святая святых всех детей и их родителей и, пробираясь через закулисье, попадаю на арену, где скоро будут греметь зрелищные представления. А прямо сейчас здесь непрерывно идут репетиции новой программы. Она уникальна и для зрителей, и для Белгосцирка: из-за (а в каком-то смысле и благодаря) пандемии коронавируса шоу, как и осенние представления, формируется исключительно из номеров штатных артистов. А их ни много ни мало более 60 человек.

На манеже — верблюды и ламы. Они репетируют базовые навыки: хождение по арене, повороты вокруг себя и смену направления движения. В это же время под куполом летает воздушная гимнастка, четко выполняя свои изящные трюки и не обращая внимания на животных.

Ламы готовы ко встрече со зрителями.

Знакомьтесь: Валерия Шопик. В прошлую субботу она, как и вся труппа Белгосцирка, закончила осеннюю программу, чтобы с понедельника начать работу над новогодним шоу. В декабре будет блистать на арене не одна, а в сопровождении верблюдов.

С прошлого понедельника каждый будний день у Валерии репетиция, поэтому сложно оценить, сколько времени занимает подготовка к выступлению: это непрерывная работа. Сейчас репетируют отдельные номера, а со следующей недели начнутся генеральные прогоны. Воздушная гимнастка не упускает возможности поблагодарить режиссера: по словам девушки, это очень опытный человек, который хорошо знает физику и может подсказать, как сделать лучше и трюк, и сальто. Также у Валерии есть друзья и менторы, к которым она обращается за советом в случае необходимости.

По признанию воздушной гимнастки, бывает, что из-за большого количества представлений (например, новогодние шоу будут проходить до трех раз в день) она перестает понимать, какое число на календаре и на каком этаже находится гримерка. Главной причиной и мотивацией, благодаря которой артистка держится на плаву и не устает, Валерия называет любовь зрителей к цирку.

— И осенью, и под Новый год люди отправляются за волшебством и впечатлениями в цирк, — размышляет воздушная гимнастка. — Какой бы ни была жизнь, родители с детьми всегда придут, чтобы и самим отвлечься, и малышей развлечь, и провести время с семьей. Когда видишь счастливые лица зрителей, замечаешь, как они радуются, сразу становится понятно, что ты стараешься не зря.



В целом Валерия Шопик получает удовольствие от своей работы, потому что любит физические упражнения и нагрузку и делает то, что ей нравится. Поначалу девушке было боязно взлетать под купол цирка, но все приходит с опытом. Если сперва репетиции проходили на низком уровне, то с каждым разом кольцо поднималось все выше.

— Когда сформировалась привычка концентрироваться на кольце, ты перестаешь понимать, на какой высоте находишься, — делится своими впечатлениями воздушная гимнастка. — Я выполняю трюки, в которых точно уверена, поэтому работаю без страховки. С ней неудобно, к ней тоже надо привыкать, что отнимает драгоценное время. Самое опасное при выполнении номеров в воздухе — мысли и беспокойство, которые могут прийти во время трюков. В моей работе важны концентрация и умение отгонять проблемы в сторону, потому что зацикливаться на них под куполом опасно для жизни.


Двугорбые друзья

В какой-то момент воздушную гимнастку сменяют акробаты. Выставив батут и мат между верблюдами, парни начинают прыгать через животных: сначала через одного, потом к нему добавляется еще один двугорбый, и вот они стоят уже втроем.

— Это новый для нас номер, — рассказывает главный режиссер Алла Николаева-Алиева. — Мы решили соединить акробатов на батуте с дрессированными верблюдами. Батутисты будут перелетать через смирно стоящих животных.



Акробаты на батуте выступают совместно с дрессированными верблюдами.

Со стороны, как обычно, кажется, что ничего сложного в этом номере нет: подумаешь, прыгают люди. Чем они рискуют, понимаешь, когда оказываешься непосредственно на месте акробата: из-за верблюда не видно, что впереди и куда вы летите.

К слову, во время репетиций и выступлений в цирке постоянно находятся инспекторы манежа и медработники. Техника безо­пасности соблюдается на 200 процентов, ведь здоровье артистов превыше всего, весь реквизит и каждое движение контролируют. Несколько раз на день проверяют подвески, регулярно проводят их испытания.

Лаборатория волшебства

Пока идет пересменка артистов, успеваю пообщаться с главным режиссером и выпытать у нее секреты предстоящего шоу.

— Программа для нас новая, зрителю будет на что посмотреть, — начинает Алла Николаева-Алиева. — Второе шоу подряд мы делаем своими силами, поэтому у артистов есть возможность показать весь потенциал.

Обычно цирковой артист готовит номер и «катает» его несколько лет. Допустим, дрессировка животного. Нельзя просто взять и заменить один трюк другим. Животные так не могут, у них складываются цепные рефлексы, и четвероногие артисты действуют по определенной схеме. Поэтому звери совершенствуют свои номера всю жизнь. Естественно, происходят какие-то изменения, но их внедряют очень аккуратно и не спеша, ведь животные привыкают даже к музыке и порой отказываются выступать под другое сопровождение. В новой реальности звездам Белгосцирка удается перестраиваться и поражать воображение публики куда чаще.

Все представления проходят в сопровождении оркестра.

По сюжету представления в лаборатории Деда Мороза создается волшебство зимы, состоящее из красок, делающих ее прекрасной: это и праздник, и огоньки, и пушистый снег, и мороз. Но находится злой персонаж, который похищает волшебство и пытается использовать его в своих целях, что, впрочем, у него не получается. Одна из главных ролей досталась Снеговику, который спасает зиму. Есть и разбойники. В конце концов добро побеждает.

Не обошлось без новаций. Например, в цирке создали реквизит для нового воздушного номера «Трио на цепях».

— Такого номера, наверное, еще нигде в мире не было, — рассказывает Алла Николаева-Алиева. — Мы сами разработали его и создали сборный реквизит, для которого потребовалось сделать технический паспорт и провести испытания. Плюс когда делаешь реквизит, заранее нужно рассчитать, какие будут трюки, чтобы все преду­смотреть.


Казалось бы, подумаешь, какие-то цепи, какие-то петли. Но чтобы выполнить задуманное, нужно проделать огромную интеллектуальную и механическую работу. Номер обещает быть объемным за счет сразу трех воздушных гимнастов. Внешне он будет смотреться оригинально из-за цепей.

— Акробаты с верблюдами и «Трио на цепях» — вот уже два новых номера, которые будут поражать своим великолепием и сложностью, — отмечает главный режиссер.

Еще одним из обновленных номеров станет выступление дрессированных собачек и осликов, которых минские зрители уже давно не видели из-за их гастролей. В новогодней программе представят кордепарель — выступление гимнастки на канате, хвостом которого будет управлять один из артистов цирка. Для эффектности номер, олицетворяющий наступление зимы, дополнят балетом.

Естественно, представление не обойдется без клоунов, которые будут развлекать, смешить и веселить публику. Также ожидается выступление метателя ножей. Традиционным станет появление на арене обезьян, медведей и тигров. У программы есть временные рамки, поэтому за кадром остались силовые атлеты, они сейчас совершенствуют свои номера и набираются сил.

Клоуны будут удивлять сюжетными линиями и репризами.

— Максимум для программы — 1 час 40 минут, но мы стремимся уместить ее в полтора часа, — рассказывает главный режиссер. — К тому же проводим представления без антракта, чтобы минимизировать риски и исключить лишние перемещения людей.

Новая программа рассчитана на широкую аудиторию. По словам Аллы Николаевой-Алиевой, в шоу нет ставки на маленьких или взрослых:

— Мы делаем так, чтобы программа была интересна всем. Для трехлетних есть красочность, для пятилетних — шутки клоунов, для семилетних — интеллектуальные постановки, для подростков и взрослых — серьезные номера. И для всех — елка!

Последний вопрос к главному режиссе­ру — о том, как разрабатывалось новое шоу. Разумеется, сначала были наброски, которые создавались в кабинете, а затем их совершенствовали на практике непосредственно в ходе репетиций на арене.



— То, что написано на бумаге, на манеже выглядит иначе. Допустим, выбрали с оркестром в кабинете музыку, все прекрасно. Спустились на манеж — и я поняла, что ее под этот номер мы не можем использовать. Поэтому до идеального состояния мы доводим концепцию, которая существует на бумаге, в процессе подготовки, — заключает Алла Николаева-Алиева.

Семейное дело

Перерыв заканчивается, на арене появляются новые артисты. Акробатка на канате летает по всему пространству цирка, параллельно танцуют балет. Замечаю мужчину с малышом на руках, который то и дело подсказывает артистке, как сделать номер лучше. Оказывается, это семейная пара. В свободную минуту подхожу к ним, чтобы выразить свое восхищение и поинтересоваться, каково это — репетировать при полуторагодовалом сынишке.

— После рождения ребенка, можно сказать, начинала все сначала, с нуля вспоминала движения, — признается Анна Синельникова. — Мастерство и опыт никуда не делись, поэтому восстановилась без проблем.

В номере с Анной участвует ее муж, Павел Синельников, который уверен в профессионализме своей супруги. Вместе они демонстрируют кордепарель, о котором уже упоминала главный режиссер.

— Из-за ранних репетиций приходится брать сына Максима с собой, — делится Павел Синельников. — Пока он наблюдает за подготовкой программы, а совсем скоро впервые увидит новогоднее представление как зритель.

Смеяться разрешается

Напоследок наблюдаю за репетицией клоунов. Гениев видно издалека: даже без публики они лихо шутят, коммуницируют с воображаемыми зрителями и делают несусветные глупости, от которых улыбка непроизвольно расплывается по лицу.

— Будем удивлять сюжетными линиями и репризами, — анонсирует клоун Даниил Минкевич. — 28 ноября мы закончили осеннюю программу и почти сразу начали репетировать новые номера и готовить праздничные костюмы.

Клоун Даниил МИНКЕВИЧ.

Чтобы обезопасить зрителей во время работы, клоунам и другим артистам запрещен выход в зал и близкий контакт с публикой, так как звезды арены работают без масок и перчаток. В остальном все остается как прежде — красиво, ярко и качественно. Клоуны, словно пионеры, рапортуют: удивлять гостей всегда готовы!

Ухожу из цирка, переполненный эмоциями, и точно знаю, что вскоре вернусь сюда, чтобы посмотреть уже не черновики, а настоящее непрерывное шоу. Даешь красочную историю, полную чудес, волшебства и ярких эмоций! Даешь сказку на арене!

grudnitskiy@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter