Белорусский скульптор Кирилл Крохолев принял участие в уникальном уральском арт‑фестивале «Мраморная миля». Он воплотил в мраморе образ мексиканского уличного музыканта — мариачи.
— Через Мраморское проходит граница Европы и Азии, и тема общности евразийского пространства стала для нас определяющей, — говорит Эльмира Самохина, вдохновитель и организатор «Мраморной мили».
Отец Кирилла Крохолева привез когда‑то в Беларусь из Екатеринбурга целую партию камня, и сын до сих пор им пользуется. И вот он впервые попал в огромный карьер, где получил возможность выбрать любую глыбу для задуманной работы:
— К домашним запасам камня я отношусь очень бережливо, и когда увидел изобилие, которое есть в Мраморском, то испытал зависть. Почему такого нет у меня? Я ограничен в творческом высказывании, потому что не имею таких ресурсов.
Сто лет назад в Мраморском жил и творил всемирно известный скульптор Эрьзя. Он доказал, что из этого камня можно создавать настоящие шедевры.
— Уральский мрамор, по крайней мере из этого карьера, крупнозернистый. Из него нельзя делать какие‑то кружевные детали, барокко, отставленные мизинчики. Но мне это и не надо, я не работаю в такой стилистике! Я стремлюсь к максимально обобщенному наполненному объему. Для меня этот материал превосходный! — рассказывает Крохолев.
Работы Кирилла и его коллег, Тамилы Маматовой из Киргизии и Луки Радоевича из Сербии, были посвящены теме национальной идентичности.
Белорусский скульптор предложил несколько эскизов, и это, вполне ожидаемо, были славянские образы. Но комиссии и народному жюри приглянулся другой персонаж. Это уличный мексиканский музыкант‑мариачи. На нем сомбреро и пончо, он играет на гитарилле...
Выбор уральцев можно объяснить чемпионатом мира по футболу, во время которого екатеринбуржцы увидели на своих улицах и полюбили вот точно таких крепышей мариачи с гитарами наперевес.
Возможно, вклад белорусского скульптора в культуру Урала — не только мраморный мексиканец, с которым сделали фотографии все гости праздника, но и новые перспективные работы. Кириллу помогали студентки Уральской архитектурной академии Маргарита Баянова и Алевтина Аристова.
— Я надеюсь, что девчонки будут работать в мраморе и дальше. Здесь огромный ресурс для творчества и мало скульпторов, работающих в этом материале. Надеюсь, они еще примут участие в фестивале не как ассистенты, а как полноценные художники, — напутствовал студенток мастер.
В последний день фестиваля скульпторы вместе с гостями побывали на концерте: прямо в действующем карьере звучала армянская, марийская, грузинская, греческая, казахская и русская музыка.
Фестиваль «Мраморная миля» призван объединять людей разных национальностей, не случайно его девиз — «Нет границ мира, есть стороны света».
Ольга Медведева
om@rg‑ural.ru
om@rg‑ural.ru