Недавно американское издание Politico назвало польского политика Дональда Туска самым влиятельным человеком в Европе. Конечно, мнение той или иной газеты субъективно и может расходиться с действительностью. Тем не менее их оценки не лишены реалистичности. На самом деле победа (хотя и неполная) партии «Гражданская платформа» Дональда Туска в коалиции с другими оппозиционными партиями на последних выборах в Польше может обладать серьезными последствиями не только для Варшавы, но и в целом для европейской политики. И нельзя исключать, что харизматичный центрист, однако и очень опытный политик, знакомый со всеми хитросплетениями геополитической и внутриевропейской борьбы за лидерство, может с приходом к власти в родной Польше несколько перекроить архитектуру в ЕС. Не исключено, что прагматик Туск (несмотря иной раз на достаточно резкие заявления) будет более рассудительным на внешнем контуре, в том числе и по восточному вектору.
Конечно, выбор Politico можно расценивать как реверанс в сторону Польши, которая является, пожалуй, ключевым партнером США на Европейском континенте. Кроме того, и полномочия Дональда Туска на родине до конца не ясны. Формально-то на выборах победила правящая партия «Право и справедливость». Однако она набрала всего около 33 процентов голосов и потеряла большинство. «Персональный» результат «Гражданской платформы» не намного, но более скромный — около 30 процентов голосов. Но Дональду Туску удалось сблокироваться с другими партиями. В результате у фактически возглавляемой им оппозиции большинство в сейме — 248 мест из 460. Однако по польским законам правительство может сформировать именно победившая партия. Но его должен утвердить парламент. Пока президент Анджей Дуда предложил кандидатуру коллеги по партии и премьер-министра последних десяти лет Матеуша Моравецкого. В течение двух недель он должен представить в сейм правительственную программу. Некогда непреклонный «писовец», склонный к тоталитаризму, сейчас проявляет небывалую гибкость и пытается в свою программу внедрить все возможные предложения оппозиционных партий. Но очевидно, что независимо от бурной деятельности Моравецкого утвержден в должности премьера он не будет.
Значит, Польшу ждет второй раунд. В этом случае правительство уже формирует сейм. И по всем признакам парламентарии кандидатом на руководство коалиционным кабинетом выдвинут Дональда Туска. Правда, это решение должен утвердить президент. Сделает ли это Анджей Дуда, выходец из «ПиС»? Вполне возможно. Потому что в противном случае он имеет право выдвинуть еще одну кандидатуру. Но если ее не одобрит сейм, то его придется распускать и объявлять досрочные выборы. Несомненно, Дуда не питает никаких симпатий к Туску. Но упереться и ввинтить в страну политический кризис «ПиС» тоже не с руки. Таким образом они могут еще больше потерять доверие избирателей. И надолго.
Поэтому пока консенсус-анализ политологов сводится к тому факту, что после некоторого сопротивления из президентского дворца Туск все-таки сформирует правительство и займет премьерское кресло.
Тем интереснее его высказывания по разным проблемам. В частности, недавно он раскритиковал Моравецкого и его правительство за игнорирование польских интересов во внешней политике. Поводом стал кризис на украинской границе. Польские перевозчики блокируют шоссе, требуя ввести (а точнее, вернуть) ограничения для украинских коллег, с которыми они не могут конкурировать на равных по объективным причинам. По этой ситуации Туск выразился весьма четко: мол, правительство Моравецкого игнорировало чисто польские интересы, поэтому метается тот от рьяно проукраинской политики, а потом позволяет польским же перевозчикам перекрывать дороги и не вмешивается.
Впрочем, волюнтаризм преследовал действия Варшавы по всем внешнеполитическим направлениям: западному, восточному и даже заокеанскому. Падение в тесные объятия США пока не принесло Польше существенных дивидендов, но создало ряд сложностей. Как и обострение на белорусской границе. Возможно, новому правительству, хотя бы исходя из общественных настроений, придется трансформировать парадигму взаимоотношений с соседями. В духе прагматизма пока высказывается и Туск.
Конечно, лидер «Гражданской платформы» не белый и пушистый. И будучи председателем Европейского совета, он заявлял, что, в частности, «Россия является не стратегическим партнером Европы, а стратегической проблемой». Тем не менее, когда политик занимал пост премьер-министра Польши в 2007–2014 годах, Варшава если и не была уж слащаво миролюбивой, но на скандалы и жесткую конфронтацию на внешнем контуре не шла.
Конечно, даже со сменой правящей партии не исчезнет геополитическая напряженность, которой подвержены сегодня все страны, не произойдет демилитаризация. Хотя бы по той причине, что гонка вооружения, увы, захватила весь мир и может закончиться только после глобальной перезагрузки системы безопасности. А пока даже непонятно, на какой международной площадке реально это действо может произойти. Не исчезнет и польский национализм и дрейф в сторону правых взглядов. Опять же, в общем и целом европейский тренд.
Но можно предположить, что если Дональд Туск собирается заниматься польскими интересами и внутренними проблемами, которых накопилось немало, то будет вынужден вести себя на внешней дуге более сдержанно и прагматично.
Было бы наивно ждать резкой и принципиальной перезагрузки отношений с Беларусью. Но уровень напряженности и вероятность эскалации могут значительно снизиться, что уже немало по нынешним временам. Кроме того, лидерские усилия Варшавы с экспансии на Восток могут сместиться в сторону повышения своей значимости в ЕС. Навряд ли Варшава может рассчитывать стать европейским лидером, но из стран «второго эшелона» превратиться в значимого игрока в Евросоюзе ей вполне под силу. Особенно на фоне объективного ослабления Германии и ее влияния, которое еще значительно на европейские дела, но уже не является столь тотальным.
Мастер политической конкуренции Туск вполне способен поднять значимость страны в Брюсселе. А для этого ему нет нужды ослаблять себя на других границах. Не исключено даже восстановление сотрудничества с Беларусью в каком-то новом формате, учитывая современные реалии. На фоне санкций, которыми совершенно недоволен весь европейский сектор, выстраивание мостика Восток — ЕС может дать Польше значительные преимущества. И экономические, и политические. В том числе и перед Берлином.
Несомненно, новый лидер Польши (пока де-факто, но, возможно, очень скоро он им станет и де-юре на премьерском посту) обладает существенным потенциалом. Поэтому и стал самой значимой личностью Европы по версии Politico. Воспользуется ли он этими возможностями? И как изменится обстановка на белорусской границе? Сложный вопрос. Но есть предпосылки, что история будет развиваться по позитивному треку.
volchkov@sb.by