Реализация инновационного проекта в Миорах сулила феноменальный успех, но на проектную мощность в 150 тысяч тонн продукции в год ООО «ММПЗ-групп» в силу определенных финансовых сложностей так и не сумел выйти. Более того, на некоторое время процесс и вовсе приостановился. Зарплату работники получали урезанную, с опозданием, не хватало сырья для переработки, росла задолженность по кредитам, а надежды на успех стремительно таяли.
Начальник отделения очистки и лужения Дмитрий Молоковойцев: «Успех нашего предприятия важен для страны!»
«Идеальное предприятие превратили в банкрота. У нас предприятий таких нет. Это суперпредприятие. Тут просто надо засучить рукава и производить продукцию, сбывать», — подчеркнул Александр Лукашенко, посещая в августе этого года завод. Внимательно изучив состояние дел, на встрече с трудовым коллективом Глава государства заверил: «В обиду мы никого из вас не дадим. Поэтому вы можете спокойно работать. Завод будет работать именно так, как мы когда-то мыслили. Вот цель моего приезда. Я хочу, чтобы вы работали, потому что вы — это весь Миорский край. Если ваш завод будет работать, это потянет весь край вверх». С 15 ноября предприятие стало государственным, его управляющей компанией определено ОАО «Белцветмет». Почему завод теперь называется компанией, в чем сложность производственного процесса и какое отношение ко всему этому имеет рост цен на аренду жилья в Миорах? Обо всем этом — в репортаже корреспондентов «СГ».
Главный производитель белой жести в России — ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» — в прошлом году выпустил более 155 тысяч тонн. На этот же уровень должны были выйти и Миоры. И выйдут — обещают специалисты. Более того, в перспективе рассматривается вероятность увеличения мощностей до 240 тысяч тонн.
Руководитель ООО «Металлопрокатная компания» Владимир Дьяконов подчеркивает, что финансовые проблемы неизбежны на любом производстве, другое дело — научиться их решать:
В промежутке между видеоконференцией с потенциальными партнерами и встречей с технологами из Калининграда Владимир Дьяконов нашел время для встречи с журналистами. И первое, о чем зашел разговор, — о тонкости производственного процесса, ювелирной точности обработки металла давлением.
Легко это сделать? Отнюдь. Работа в цеху организована в четыре смены. Процесс максимально механизирован, высокоточное оборудование позволяет равномерно раскатать все до указанной толщины. Допускается погрешность в 0,005 миллиметра. Ее даже с помощью прибора не сразу заметишь.
В наши дни белая жесть активно применяется для упаковки в пищевой, парфюмерной, лакокрасочной промышленности. Сейчас производители тары переходят на использование более тонкой жести. Оборудование, установленное полвека назад на предприятиях России и Казахстана, позволяет производить жесть толщиной 0,18 миллиметра. В Миорах современные технологии дают возможность получать жесть толщиной в 0,1 миллиметра.
Оператор поста управления Дмитрий Редико.
Видя наше изумление, Владимир Дьяконов берет небольшой кусок белой жести и с легкостью вырезает обычными ножницами геометрические фигуры. Потом берет один небольшой кусочек и складывает из него ровный треугольник.
— Попробуйте сами, только это опасно, можно пораниться, — предупреждает Владимир Анатольевич. — Представьте уникальность самого процесса, ведь у меня в руках не лист бумаги и не фольга, это металл. Но он настолько тонкий, что похож на фантик от конфет. А ведь первоначально к нам поступает сырье, толщина которого достигает 2 миллиметров. Интересен сам процесс, вижу, как у работников глаза горят, когда все получается, когда цех работает безостановочно.
— Мы еще были частной компанией, а к нам приходили люди. Это своего рода традиция. Рассматриваем каждую просьбу, иногда отказываем, но не в этот раз. Производство опасное, здоровье и безопасность граждан — превыше всего, но вместе с тем рады показать то, чем гордимся. В первую очередь, конечно же, ориентированы на молодежь. Это наше будущее. Президент, когда посещал завод, особо отметил, что если с решением возникших финансовых вопросов государство нам и помогает, и спасибо за это огромное, то первоклассные кадры мы должны воспитывать сами. Что и делаем.
— Но это не значит, что мы не можем воспитать их сами. Учим, рассказываем, показываем. Сложно, но, еще раз повторюсь, это интересно. Сегодня на предприятии работают уроженцы не только Миорского, но и Верхнедвинского, Шарковщинского, Глубокского, других районов Витебщины, страны. Более того, у нас слаженная команда специалистов, среди которых — выходцы из России, Украины, Казахстана.
— Коллектив интернациональный, быть может, в этом и сила. Не останавливаемся на достигнутом, ищем новые варианты. У нас вновь появился шанс достичь поставленной цели, мы не можем упустить его, — присоединяется к беседе заместитель директора по технологии качества Владислав Авдеев (к слову, приехал он из Казахстана). А вот Владимир Дьяконов из Магнитогорска на «магнитке», как еще называют металлургический комбинат, проработал немало лет, Леонид Власенко из Череповца раньше работал на ПАО «Северсталь», кстати, именно оттуда и сырье.
Контролер Анастасия Федорова.
— Это временно. В водородной установке, которая еще на ремонте, производительность выше, к тому же параллельно очищается поверхность металла, — резюмирует Леонид Власенко. — Нам нужно увеличивать объемы, заказов не только на декабрь, но и на январь предостаточно.
Панорамный вид сверху на работающие линии завораживает. Прямо по курсу — забавные колпаки. На расстоянии они кажутся небольшими. Просто находятся в углублении. Это и есть те самые колпаковые печи, предназначенные для отжига металла. При температуре свыше 600 градусов твердость стали снижается, а пластичность восстанавливается до нужного уровня. Чем тоньше и прочней производится белая жесть, тем более эффективно осуществляется использование материала в производстве жестяных банок. Такие свойства белой жести достигаются за счет последующих технологических операций — дрессировки и двойной прокатки.
Начальник технического отдела Дмитрий Кузьменков.
Среди работников цеха, с которыми удалось пообщаться, — бывшие работники банковской сферы, учитель музыки, представители других профессий. А вот старший мастер участка очистки и лужения Андрей Косниковский ранее работал главным энергетиком в одном из хозяйств Миорского района.
Старший мастер Андрей Косниковский.
— На заводе я уже три года, начинал с оператора поста управления. Как и многие наши, ездил на обучение в Магнитогорск. Оборудование сложное, постоянно узнаешь что-то новое. О том периоде, когда производство было временно остановлено, у нас стараются особо не вспоминать. Мы ведь все равно были в цеху, занимались пусконаладочными работами. Зарплату получали, но она была не такой, как ранее. Мы верили, что все наладится. И вот уже месяц, как предприятие стало государственным. На производственном процессе это никак не отразилось, работаем, как и прежде. Сырья хватает, заказы есть, желания работать предостаточно. А значит, будет и успех.
Изменилось название: был завод, а стала компания. Трудовой коллектив и производство белой жести остались прежними. Работники отмечают отличные условия труда, приезжим предоставляется комфортное жилье: квартиры в многоэтажке, а также построено восемь двухэтажных домов. И самое главное — средняя заработная плата выросла до 1,7 тысячи рублей. Кстати, именно этот момент и поспособствовал увеличению цены на арендное жилье в райцентре. В целом город, как и район, оживился благодаря заводу, появились дополнительные перспективы развития.
— Еще на этапе строительства завод привлекал к себе внимание как крупный инвестпроект, уникальная для Беларуси и стран СНГ инициатива. Временные трудности, надеемся, позади. Предприятие набирает обороты, работает не в полную мощь, поэтому говорить о его значимости для экономики региона еще рано. Самое главное, благодаря предприятию создано свыше 600 рабочих мест, что поспособствовало притоку в район новых людей, подстегнуло развитие социальной сферы, — подчеркивает заместитель председателя Миорского райисполкома Елена Шалонько.