Восстала из пепла. Белоруссия на завершающем этапе Великой Отечественной войны, 1944-1945 гг.

Восстала из пепла…

Минуло почти восемь десятилетий со времени окончания самой кровопролитной войны в истории человечества. Ее огненный смерч принес необратимые человеческие потери Белоруссии и практически тотальное уничтожение инфраструктуры нашей страны. Предлагаем вниманию читателей эксклюзивную статью доктора экономических наук, профессора Галины Олехнович. Эти материалы собирались автором много лет и получены в результате работы в архивах в нашей стране и за рубежом, исследований уникальных трофейных архивных фондов. Галина Ивановна — активный автор. Недавно вышли две ее книги, посвященные теме Великой Отечественной войны, которая хотя и не является предметом профильного научного направления Г. Олехнович, но стала незабываемой личной страницей в богатой биографии ученой. Детские и юношеские воспоминания о том времени подтолкнули автора сохранить эту информацию для нас…

Гомель. Паровозоремонтный завод, 1944 год.

Тактика «выжженной земли»

Освобожденная от врага Белоруссия представляла собой страшную картину опустошения. Отступая под сокрушительными ударами советских войск, фашисты повсеместно применяли тактику «выжженной земли». 

Один из приказов Гитлера прямо указывал: «…каждый оставляемый нами пункт необходимо сжигать дотла». 

Общий материальный ущерб, нанесенный народному хозяйству освобожденных советских территорий, составил свыше 679 млрд довоенных рублей, т.е. это почти половина потерь в экономике стран Западной Европы за все годы Второй мировой войны. 

Предстоял гигантский труд не только по расчистке сотен квадратных километров развалин и руин, но и по строительству жилья, коммуникаций, промышленных и сельскохозяйственных объектов. И все это в условиях продолжавшейся войны, которая неумолимо требовала бесперебойно и круглосуточно снабжать фронт всем необходимым — во­оружением, боеприпасами, боевой техникой, обмундированием… 

Процесс хозяйственного возрождения Белоруссии определялся постановлением партии и правительства от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецко‑фашистской оккупации». В нем намечались очередность, объем, материальная база и сроки восстановительных работ, реэвакуации трудовых ресурсов из советского тыла, порядок выдачи населению ссуд зерном, деньгами и т.д. 

Гомель. Железнодорожный вокзал, разрушенный гитлеровцами, в период восстановительных работ.

Первый этап. Выжить вопреки

Первый этап возрождения охватывал время с осени 1943 года (освобождение первых белорусских районов) до начала наступательной операции «Багратион» (июнь 1944‑го). Основное внимание уделялось нормализации элементарных бытовых условий для населения.  

Классическим примером может служить Новобелицкий район Гомельской области (освобожден от фашистов в ноябре 1943 года), где уже к февралю 1944‑го (т.е. за 2,5 месяца) были введены в строй на полную мощность хлебозавод, выпускавший более 17 тонн хлеба в сутки, мясокомбинат (3,5 тонны мясной продукции), больница, швейная и смолокуренная артели, две средние школы.  

Если учесть, что общее число населения здесь после освобождения составляло чуть более 6 тысяч человек, в том числе 709 мужчин, то размах восстановления и сроки ввода в строй объектов просто поражают. 

Одновременно возрождалась работа крупных организационно‑технических ведомств, проектных организаций, строительно‑восстановительных учреждений — Белпромпроекта, Белгоспроекта, Белсельпроекта, Белэнергопроекта и др. Они разрабатывали генеральные планы восстановления городских хозяйств Минска, Гомеля, Бреста, Полоцка, Гродно и др.

Вся финансовая система находилась в катастрофически тяжелом состоянии. И только решительные меры военных лет (мобилизация всех внутренних резервов советского тыла — полное изъятие директорских фондов, всех свободных оборотных средств, неиспользованных капитальных вложений, доходов и сбережений колхозно‑совхозных хозяйств и т.д.) позволили не просто сбалансировать бюджет за счет текущих расходов, но и достигнуть на завершающем этапе войны даже небольшого превышения доходов над расходами. Сразу после освобождения первых белорусских районов сюда было направлено 429 млн довоенных рублей и значительное количество материальных ресурсов. По мере дальнейшего освобождения нашей республики возрастала и денежная помощь государства — 419 млн рублей в 1944 году и 1200 млн в 1945‑м.

Локомобильный завод в Могилеве, 1944 год.

Но самой жгучей для Белоруссии была проблема кадров — погиб каждый третий человек. Методы пополнения были разными — от введения обязательных внеурочных часов (от 1 до 3) в рабочей смене с повышенной оплатой в полуторном размере до создания особой системы трудовых резервов, а именно школ фабрично‑заводского обучения, ремесленных, железнодорожных училищ. По материальному, финансовому и продовольственному снабжению все эти учебные заведения занимали второе место после оборонных заводов.

В восстановление элементарных условий жизни свой посильный вклад вносили и воинские части, при малейшей возможности помогавшие местному населению санитарной, ветеринарной, интендантской, инженерной, снабженческой и прочими службами.  

* * *

Второй по значимости проблемой стало возрождение энергетического хозяйства республики. Эта отрасль относилась к числу наиболее пострадавших. Фашисты прекрасно понимали, что энергетика в первую очередь определяет пульс всех процессов возрождения, поэтому враг разрушал эту отрасль целенаправленно и обдуманно. Самые крупные электростанции — Белгрэс, Минская ТЭЦ‑1, Минская ТЭЦ‑2 и другие — были взорваны комплексно: здания, главные щиты управления, генераторы, турбины, береговые насосные станции, котлы и т.д. Только из турбинного цеха Белгрэс пришлось вывезти 18 железнодорожных платформ металлолома.

Возрождали отрасль тоже комплексно: электростанции — подстанции — линия передачи. И хотя из‑за острой нужды приходилось на многое закрывать глаза (сокращать число аппаратуры, применять простейшие виды схем, провода любого сечения и т.д.), тем не менее вся эта цепочка выполняла свою основную функцию — она вырабатывала ток.  

Центральная часть Бобруйска, разрушенная гитлеровскими захватчиками в годы войны.

Особенностью возрождения в этой отрасли стали быстрые, оперативные энергопоезда. Всего их было создано в республике 14 общей мощностью 48 тысяч кВт. Они курсировали по всей Белоруссии, освещали города, давали ток хлебопекарням, подавали воду в жилые помещения и т.д. 

 Как только основные объекты в том или ином городе вводились в строй, энергопоезд следовал в другой район.

В сельской местности строили небольшие электростанции. Всего было возведено до 5 тысяч таких станций.

В 1945 году народное хозяйство страны все еще испытывало острый энергетический голод, хотя выработка электроэнергии на завершающем этапе войны выросла в 4 раза.

Восстановление станкостроительного завода имени Кирова в Гомеле, 1944 год.

Без официальных распоряжений

К восстановлению многих разрушенных предприятий мирное население приступало сразу, даже без официальных распоряжений. Как только советские войска вступали в город, к развалинам заводов и фабрик стекались по одному или группами все, кто до войны имел хоть малейшее отношение к этим предприятиям.

Особое внимание уделялось восстановлению производства стройматериалов, т.к. эта продукция играла ключевую роль своеобразного хлеба для всех остальных отраслей. Состояние было тяжелейшим: потери по кирпичным заводам составили (к довоенному уровню) 87 процентов, по черепичным заводам — 83.

Нужны были нестандартные, экстраординарные меры. Поэтому все инженерно‑технические работники и руководящий состав отрасли освобождались от призыва в действующую армию. Более 20 опытных специалистов были срочно отозваны с фронта, для всех работников отрасли вводились льготы по снабжению горячим питанием. Еще в ходе войны в Белоруссии вошли в строй 175 предприятий, выпускавших стройматериалы.

Восстановление Бобруйска, август 1944 года.

Не менее важную роль играло восстановление предприя­тий транспорта. Каждое из них представляло страшную картину опустошения. Так, на минском ПВРЗ им. Мясникова фактически не уцелело ни одного корпуса. Из Куйбышева срочно вернулась большая группа заводских рабочих и специалистов. К 6 ноября 1944 года уже восстановили первые цехи. Одновременно были построены здание заводоуправления, медпункт, столовая, баня, жилой дом.  

К концу 1944 года завод по всем производственным показателям вышел в число лучших заводов Наркомата путей сообщения СССР!

С таким же трудовым героизмом шел процесс восстановления Гомельского ПВРЗ. Сразу после освобождения Гомеля из Уфы, куда был эвакуирован завод, вернулась группа рабочих и инженерно‑технических работников, прошедших большую школу профессионального мастерства. Эти люди круглыми сутками расчищали завалы, сооружали строительную площадку, возводили стены корпусов. Шпалы и рельсы приносили на руках, выискивая их по всему городу.

Весной 1944 года завод приступил к выполнению своей первой производственной программы — отремонтировать 105 пассажирских вагонов. К началу 1945‑го из ремонта выпущено уже 196 вагонов, произведено 586 тонн чугунного литья и 135 тонн поковок.

Здание вокзала. Минчане на восстановлении железнодорожных путей, 1944 год.

Нелегкая промышленность

Легкая промышленность также находилась в состоянии полного разрушения. На первых порах выходили из положения за счет мелких мастерских, которые были открыты во всех больших городах республики. Одновременно возрождались и крупные объекты — швейные фабрики: витебская «Знамя индустриализации», гомельская им. Коминтерна, бобруйская им. Володарского. Но особое внимание уделялось текстильным производствам: их изделия нужны были не только воинам, но и непосредственно производству во­оружения и боеприпасов (технический текстиль).

Тяжелейшую картину представляла собой отрасль льна. Из 70 льнозаводов 58 были полностью разрушены. Строительство вели по упрощенному плану: производственные корпуса делали одноэтажными, оборудование (старое, собранное по деталям, сильно изношенное) располагали экономно, учитывая каждый метр. С огромным трудом возрождался один из старейших льнозаводов всего Союза — Оршанский льнокомбинат. К зиме 1944 года была ограждена территория, засыпаны воронки от бомб и траншеи, построены механическая мастерская, гараж, утепленный барак на 900 семейств, банно‑прачечный комбинат, детский сад, фабрика‑кухня, насосная станция.

Со всех концов бывшего СССР прибывали эшелоны с братской помощью. Так, московский комбинат им. Ленина прислал 75 единиц технологического оборудования, текстильщики Орехово‑Зуево — 170 станков… К январю 1945 года Оршанский льнокомбинат стал выпускать первую военную продукцию — технические ткани на общую сумму более 2 млн советских рублей.

Минский станкостроительный завод имени Кирова. Восстановление и реконструкция механического цеха, 1944 год.

* * *

Отступая, гитлеровцы старательно взрывали всю производственную базу пищевой промышленности. Ценное оборудование было вывезено в Германию. Уцелела только одна мельница в Минске. Белоруссия (и в первую очередь ее города) практически была обречена на голодную смерть. Процесс восстановления пищевой промышленности, как и всех прочих отраслей экономики, проходил в условиях продолжавшейся войны, а следовательно, по тому же алгоритму, т.е. за счет строительства и возрождения мелких по мощности, практически кустарных производств. В 1945 году действовали уже 300 таких молочных, маслобойных и сыродельных предприятий, которые в дальнейшем технически переоснащались и даже укрупнялись.

Особую тревогу вызывало состояние мукомольно‑крупяной промышленности и хлебопечения, поскольку хлеб был главным продуктом не только для населения, но и для армии. Поэтому работа по установке зерноочистительных машин, силовых установок, крупорушек и хлебозаводов шла круглосуточно, днем и ночью. Гитлеровцы, отступая, подготовили все, чтобы взорвать крупнейший в республике хлебозавод «Автомат». Завезли на его территорию несколько тонн взрывчатки, заложили мины. Но наступление советских войск было столь стремительным, что план фашистов был полностью сорван.  

Рабочие Бобруйского станкостроительного завода имени Ленина восстанавливают свой завод, 1944 год.

КСТАТИ

 Амбарный урожай, собранный по всем категориям хозяйства в освобожденной стране, на завершающем этапе войны составил от общесоюзного: 3,6 процента по зерну, 3,5 — по мясу, 3,4 — по молоку, 3,9 — по яйцам, 9,3 процента по картофелю.

В день освобождения Минска — 3 июля — на территории завода уже находилась оперативная группа Наркомата пищевой промышленности, а через двое суток завод дал первые тонны хлеба.

Хлеб, который выпекался на заводе «Автомат», развозили далеко за пределы города — в Гродно, Пинск, Мозырь, даже Вильнюс. В 1944 году среднесуточная выпечка составляла более 67 тонн.

Одновременно с процессом возрождения промышленной базы в Беларуси шло строительство новых объектов. В Минске предусматривалось строительство шести предприя­тий союзного подчинения: тракторного, инструментального, велосипедного заводов, тонкосуконного комбината и др. Полное строительство этих предприятий началось уже после окончания войны, но первые кирпичики новостроек были заложены именно в последний год войны…

* * *

К концу 1945 года в Белоруссии в целом было восстановлено и заложено 3404 крупных промышленных объекта. 

Конечно, ввод в строй первых маяков белорусской индустрии в ходе продолжавшейся войны стал возможен только благодаря трудовому героизму всего населения республики и щедрой братской помощи, которая приходила со всех концов огромной многонациональной страны, каким был Советский Союз. Братская дружба народов сыграла не только ключевую роль в общей Победе над германским фашизмом, она стала одним из главных источников возрождения Белоруссии из руин и пепла, равно как и всех других территорий, освобожденных от фашистской неволи.

Галина ОЛЕХНОВИЧ, доктор экономических наук, профессор.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter