Инна Ричардовна охотно делится опытом с коллегами: она автор около 140 публикаций, провела примерно 260 семинаров, практикумов, мастер‑классов. Из урока предпочитает не делать шоу, при этом интерес в глазах учащихся — это определяющий для нее критерий успешности.
— Моя первая учительница Лариса Степановна Годун умела рассказывать так, что дети слушали, затаив дыхание, — Инна Винник на днях позвонила своему педагогу, чтобы сказать слова благодарности. — Услышала ее голос — и расплакалась. Она могла присесть за стол и спокойно делать записи в журнале, а в классе оставалось все так же тихо.
На уроках Инны Ричардовны, к слову, тоже царит рабочая атмосфера.
— Так было не всегда, — Инна Винник обнадеживает педагогов, которые только начинают путь.
— Надо вырабатывать силу характера: быть доброй, но не добренькой. Учитель я строгий, но справедливый, всегда дам ребенку шанс на исправление.Ученики редко слышат от нее готовые правила: к ответам приходят сами. Педагог показывает рукой на доску, испещренную записями, и отмечает: «Умышленно предлагаю огромное количество примеров, чтобы дети подмечали логические связи и самостоятельно делали выводы».
Использует и технологию педагогических мастерских: новое знание ребята получают через открытие, удивление или озарение. И здесь самое сложное, рассказывает Инна Винник, вот в чем: 45‑минутный урок надо распланировать так, чтобы он напоминал сценарий фильма с неожиданной концовкой.
— Например, изучали с детьми предисловие к книге Роберта Рождественского. Пытались отгадать, кто автор строк «Мы не виделись уже девять лет. Твои старые письма желтеют, твои старые свитера, которые я ношу, уже не пахнут тобой…» Можете представить, как они удивились, когда узнали, что это написала его дочь. Эффект неожиданности стремлюсь добавить в каждое занятие. Материал усваивается намного лучше.
Инна Винник.
Но гораздо важнее грамотности личность ребенка, рассуждает педагог. Одного надо подготовить к конкурсу, второго поблагодарить, что он просто внимательно слушал на уроке, улыбается собеседница:
— Не все обладают особыми способностями. И это нормально! Но интерес, чуткость и внимательность учитель должен проявлять ко всем. Выслушать ученика гораздо важнее, чем подготовить к конкурсу. Сколько раз дети плакали у меня на плече, осознавая, что их кто‑то понимает.Именно дети мотивируют Инну Винник справляться со всеми сложностями. Смеется, что может задуматься о смене профессии максимум на полторы минуты, не больше. А потом берет в руки мел и подходит к доске.
— Вы не обижайтесь, но именно журналисты часто преподносят нашу профессию как непрестижную, дескать, здесь чуть ли не на что жить. Неправда! Сегодня молодой специалист в школе зарабатывает достойные деньги.
Педагог может разрекламировать свое дело лучше любого пиарщика, причем самопрезентация эта будет необычной:
— Только «Преступление и наказание» прочитала более 10 раз — в педагогике я уже 30 лет. Но не помню, чтобы хоть какое‑то занятие прошло как под копирку. В школе точно не место скуке и монотонности.
Несмотря на опыт, она до сих пор тщательно готовится ко всем урокам. Каждое утро просыпается без будильника в 5:30 — проверяет тетради, продумывает планы. Учитель ее уровня без труда нашел бы работу в любом учреждении страны, но и мысли не было что‑то менять, признается собеседница:
— В нашем агрогородке развитая инфраструктура, много способных и талантливых детей.
Мне очень понравилось, как на недавней встрече Президент акцентировал внимание на роли женщины в стране. Мы действительно можем многое. А возможности развиваться, считаю, у нас одинаковые — как в самой маленькой деревне, агрогородке, так и в крупном городе.аzanovich@sb.by