За счет чего в Беларуси растет ВВП и снижается инфляция

Восхождение по плану

Сегодня нам легко рассуждать о событиях конца прошлого века, исход которых известен. А вот каково было Президенту, которому народ доверил штурвал управления страной в самые трудные для нее лихие 90‑е годы? Когда страна оказалась в глубоком кризисе. Притом все тогда происходящее в жизни суверенной Беларуси было впервые, а потому никому ничего еще не было понятно. Приходилось буквально на ощупь вести Беларусь в будущее. А о том, что оно могло оказаться далеко не безоблачным, свидетельствует, увы, трагичный опыт многих наших соседей, воочию столкнувшихся с кровавыми междоусобицами и войнами.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Мы — нация сильная. Что должны делать в первую очередь, чтобы сохранить этот статус? Все просто: надо становиться еще сильнее. Во главе угла — сильная экономика.

Из выступления на заседании VII Всебелорусского народного собрания, 24 апреля 2024 года.

Отвести от края

Общеизвестно, что в бытность СССР белорусская экономика была своеобразным сборочным цехом сверхдержавы. Чтобы понять масштаб навалившихся в начале 90‑х годов на страну проблем, достаточно представить себя начальником этого самого «сборочного цеха» после того, как все поставщики разом вдруг прекратили исполнять свои обязательства…

Именно в такой ситуации оказалась наша страна после разрушения Советского Союза. С 1990 по 1995 год белорусский ВВП обрушился более чем на треть, сельскохозяйственное производство — на четверть, инвестиции в основной капитал — на 61 процент. Зато инфляция побила все рекорды — потребительские цены за этот период выросли в 44 тысячи раз.
В сложившихся условиях население Беларуси стремительно беднело. В 1994 году средняя зарплата белорусов упала до мизерных 9 долларов в месяц. В стране запахло банальными голодными бунтами. В это время Беларусь, как это неоднократно констатировал Александр Лукашенко, оказалась на самом краю пропасти…

Путеводный вектор

Пока наши соседи из кожи лезли вон, стараясь понравиться Западу и сделаться для него «своими, буржуинскими», рассудительные белорусы пошли своим путем. В 1994 году они выбрали себе лидером человека, который прекрасно понимал, что Запад никакой нам не друг и плясать под его дудку — смерти подобно. По данному поводу Александр Лукашенко высказался предельно ясно: «Когда я не знал, как делать, то я слушал Запад и делал наоборот. Да потому что я знал: мы — конкуренты, они нам ничего не порекомендуют хорошего».


А наши западные «партнеры» и их подпевалы беспрестанно свистели нам в уши о прелестях либеральных рынков и, соответственно, пагубности планирования. Хотя сам Запад выиграл экономическое состязание у СССР благодаря тому, что де-факто превзошел его по масштабам и качеству планирования.

«Вот этот стихийный рынок, — рассуждал Александр Лукашенко по данному поводу на встрече с журналистами в октябре 2013 года, — его ведь нигде нет. Вы знаете, что Япония, суперрыночная страна, составляет в год около двух тысяч… планов (балансы называются, но это планы). Они всë планируют… Нам не снилось в Советском Союзе это. И в Америке ведомства все планируют… А нам говорили: нет никакой экономики плановой. Даже придумали «матерное» слово: плановая экономика…»
Повинуясь указанным убеждениям и взглядам Главы государства на экономику, белорусское Правительство жестко взяло в свои руки штурвал управления ею. Были разработаны Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 — 2000 годы.
В итоге социально-экономические успехи, продемонстрированные Беларусью за первые пятилетки, были вынуждены отметить не только наши друзья, но и даже недруги. Так, по данным МВФ, с 1995 по 2020 год размер белорусской экономики, измеренный ВВП по паритету покупательной способности (то есть в международных ценах) в расчете на душу населения, вырос более чем в 5 раз — с 3863 до 20 186 долларов. Заметим, что данный показатель используется ООН для общей оценки уровня и динамики благосостояния населения. При этом о качестве и конкурентоспособности производимой в Беларуси продукции можно судить, например, по динамике ее ежегодного экспорта, который за пять пятилеток приумножился в 7 раз — с 5,3 до 37 миллиардов долларов. При этом зарплата среднестатистического белоруса к 2023 году выросла до рекордных 634 долларов, увеличившись по сравнению с 1994‑м более чем в 70 раз! К этому остается добавить лишь то, что приведенные оценки сделаны на основе данных МВФ, где, как известно, всем и вся заправляют, мягко говоря, не питающие к нашей стране симпатий США.
Указанные и многие другие успехи свидетельствуют о том, что нашей стране удалось нащупать путеводный вектор собственной социально-экономической модели развития. И этим вектором стало отнюдь не столь приятное чиновничьему сердцу «рыночное ничегонеделание», а совсем наоборот — четкое планирование, напряженная работа в рамках реализации задуманного и ответственность чиновников за достигнутые результаты.

Не допустить хаоса

Сегодня, после известных событий 2020 года, нам уже стало доподлинно известно, что на самом деле имел в виду лукавый Запад, когда сладкоголосо призывал нас к либерально-рыночным реформам в экономике.
Зарубежные стратеги изначально прекрасно понимали, что упования на рыночную стихию, огульную приватизацию госсобственности, малый бизнес и сферу услуг закономерно ведут к остановке и разрушению крупных производственных, прежде всего промышленных, предприятий.
А это прямой путь к нашей столь желанной для Запада деиндустриализации, снижению конкурентоспособности, нашего экономического и в конечном счете оборонного потенциала. А после того, когда мы должны были окончательно ослабеть в процессе этих самых либерально-рыночных реформ, на нас планировали наброситься физически и завершить то, что наши западные «друзья» не сумели сделать в 1941 — 1945 годах руками гитлеровской Германии. И прямое тому подтверждение — нынешние события в Украине, которую они бессовестно используют в качестве страны-камикадзе и тарана против России, богатой столь нужными Западу природными ресурсами.

Как говорится, слава богу, что в нашей стране управление экономикой оказалось не во власти рыночной стихии, а в надежных руках тех, кто знает, куда и зачем нам двигаться дальше. Выступая в минувшем мае на медийном форуме в Могилеве, Александр Лукашенко так сформулировал самую главную на сегодня для всех нас задачу: «Ответственность у нас одна на всех — сохранить страну и сберечь мир!»
Начавшийся после 1996 года медленный, но методичный экономический рост в рамках первой президентской пятилетки доказал правильность сделанного выбора. К 2000 году Беларусь первой из всех бывших союзных республик сумела выйти на ряд показателей докризисного 1990‑го.
ЦИФРЫ

Контроль за ценами в Беларуси в 2023 году обеспечил уровень инфляции, по данным ЕЭК ООН, порядка 5,0 %. 

Для сравнения: по тем же данным, за тот же период в Польше инфляция составила 11,5 %, в Эстонии, Литве, Латвии — около 9 %, Швеции — 8,6 %, Австрии — 7,3 %, Германии — 6 %.

Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter