Министр экономики Владимир ЗИНОВСКИЙ - о прогнозе ВВП, минимальной инфляции, зарплате, рынке труда и будущем криптовалюты

Восходящие тренды экономики

Международные финансовые организации уже уверенно заявили: мировая экономика в этом году будет расти. Не исключение и наша страна. В планах и прогнозах — рост ВВП на 3,5%. О том, как эта цифра коснется каждого из нас, корреспондент «Р» за чашкой кофе обсудила с министром экономики. 

Владимир ЗИНОВСКИЙ: «Снижение инфляции до 4,6% — это наш исторический минимум»
Фото Владимира ШЛАПАКА
Владимир Зиновский обозначил основные задачи на 2018 год, рассказал, как будет расти зарплата и меняться ситуация на рынке труда, а также поделился своим мнением по поводу цифровой экономики и  криптовалют.

Есть чем гордиться 

— Владимир Иванович, рост ВВП за прошлый год – 2,4%. Это успех? Все ли поставленные цели достигнуты? 

— Практически все ключевые отрасли экономики в прошлом году демонстрировали устойчивый рост. При этом основной драйвер – промышленность прирастала на качественной основе: увеличивались рентабельность и чистая прибыль, снизились запасы на складах.

На внешних рынках сложилась благоприятная конъюнктура. В результате внешний спрос обеспечил половину прироста ВВП.

Внутренний рынок тоже активизировался. Это произошло, во-первых, благодаря росту доходов населения и, во-вторых, из-за снижения инфляции до 4,6% — это наш исторический минимум. В этой связи хочу подчеркнуть рост доверия к национальной валюте. Наметилась тенденция: валютные депозиты граждан сокращались, а рублевые, наоборот, выросли почти на 400 млн рублей. Стали активнее кредитоваться в белорусских рублях и предприятия.

— А декабрьская зарплата в 1000 рублей? Удалось ее достигнуть?

— Подводить итоги пока рано. Статистика по средней заработной плате за декабрь выйдет со дня на день, тогда мы увидим реальные итоговые цифры. Но уже можно говорить о том, что в прошлом году обеспечен поступательный рост доходов населения: за 11 месяцев заработная плата в реальном выражении (то есть с учетом инфляции) выросла почти на 5%. 

Если в бюджетной сфере ее динамика обеспечивалась прежде всего за счет повышения тарифной ставки первого разряда, то в реальном секторе экономики мы придерживались основного принципа: повышение зарплаты должно быть основано на росте производительности труда. Использовали максимально возможные меры на всех уровнях управления для того, чтобы достигнуть поставленных задач. 

Эти же принципы будут работать в этом году. Основная задача, которая стоит перед всеми предприятиями, – повышать конкурентоспособность, снижать затраты и обеспечивать поступательный рост производительности труда. Это даст необходимый эффект, чтобы обеспечить в 2018-м поддержание средней заработной платы по стране на уровне не менее 1000 рублей.

Точки роста 

— То, что экономика в этом году прирастет, согласны и независимые, и международные эксперты. Но официальный прогноз все же самый оптимистичный. Те же россияне планируют рост на 2,3%, а мы — на 3,5%. Расскажите, на чем основаны ваши позитивные ожидания, за счет чего мы будем прирастать?

— Раз вы упомянули российских коллег, давайте начнем с их рынка. Поскольку в России действительно ожидается ускорение роста экономики до 102,3%, мы видим потенциал для роста и нашего экспорта. А российский рынок в его структуре занимает 45%. Это во-первых. 

Во-вторых, мы экспортируем продукцию в более чем 160 стран мира. При этом, по оценке международных организаций, рост экономики Евросоюза в этом году составит около 2,2%, мировой экономики – 3,7%, развивающихся стран – 4,8%. Такая благоприятная внешняя конъюнктура позволит не только увеличить наше присутствие на традиционных рынках, но и закрепить свои позиции на новых.

В-третьих, мы ожидаем, что половину роста ВВП обеспечит спрос на внутреннем рынке. Мы уже говорили, что прогнозируем рост доходов населения и, как следствие, рост потребления товаров и услуг. С другой стороны, прибыль предприятий позволит активизировать инвестиции в обновление производства.

В-четвертых, дополнительную ставку делаем на реализацию пакета мер по улучшению делового климата. Этим пакетом решен целый комплекс вопросов для полного жизненного цикла любого бизнес-проекта, и мы ожидаем оживления во всех отраслях малого и среднего бизнеса: от производителей товаров до провайдеров услуг, от традиционных отраслей до высокотехнологичных. 

Это проявится как в виде расширения действующих компаний, так и открытия новых. И, конечно, дополнительный импульс придаст взятый курс на цифровую трансформацию экономики, хотя в традиционных отраслях этот эффект будет заметен, скорее, в среднесрочной перспективе.

— Как раз хотела спросить: цифровая экономика – это ведь не только ПВТ и экспорт услуг? В чем проявится влияние подписанного Президентом Декрета № 8 на экономику в целом уже в этом году?

— Когда говорят, что декрет создан только для айтишников, это совершенно неправильный взгляд на тему. С принятием декрета у нас созданы благоприятные условия для проникновения информационных технологий в промышленность, сельское хозяйство и социальную сферу и создания на их основе новых бизнес-моделей.

Что касается быстрого эффекта, я думаю, что спектр инновационных и высокотехнологичных стартапов, реализуемых в стране, в ближайшие годы существенно возрастет. Причем абсолютное большинство их ориентировано на ведение бизнеса на внешних рынках. Это поспособствует укреплению позиций Беларуси в системе международного разделения труда, причем в наиболее привлекательных нишах. 

И здесь нет места утечке мозгов. Наоборот, реализация Декрета № 8 и развитие в этой связи стартап-движения создают социальные лифты для нашей талантливой молодежи. Им не понадобится «искать счастье» в других странах, их интеллект и предприимчивость будут работать на благо Беларуси. Это значительный социальный аспект.

— Владимир Иванович, а что вы думаете по поводу роботизации? Ведь есть определенные риски – люди могут потерять работу...

— Да, такие риски имеются. Но смотрите: в стране создаются все условия для того, чтобы развивался малый и средний бизнес. У человека появляется масса возможностей, где можно применить свои силы. В некоторых странах доля бизнеса в ВВП доходит до 85—90%. У нас в этом плане еще огромное поле для деятельности. 

Криптовалюты – это риск 

— Раз мы говорим о цифровой экономике, не могу не спросить: как вы лично относитесь к криптовалюте?

— Я думаю, что в ближайшее время в Беларуси, как и в других странах, криптовалюты не смогут полноценно заменить национальные валюты, поскольку они по своему определению не выполняют всех функций денег. По своей сути это, скорее, товар или актив, а не универсальное средство обмена для совершения сделок. Поэтому тем, кто рассматривает криптовалюты как инвестицию, нужно помнить: операции с ними имеют рискованный характер, существует вероятность серьезных потерь.

Декрет № 8 действительно узаконил статус криптовалют для физических лиц, то есть закреплено право покупать, хранить и обменивать криптовалюту. Хотя и до принятия декрета прямого запрета на такие операции не было. Однако для экономики нашей страны наибольший интерес представляет технология, на которой криптовалюты основаны, – это технология блокчейн. Она позволяет реализовывать такие проекты, как смарт-контракты, децентрализованные организации, программируемые активы.

Я думаю, что эта технология имеет огромный потенциал, позволит серьезно оптимизировать издержки корпоративного и государственного управления и окажет позитивное влияние на развитие цифровой экономики в стране. 

— Хочу уточнить по инфляции: в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2018-й прописана цель — обеспечить ее на уровне не более 6%. Но ведь в прошлом году эта цифра была ниже.

— Понимаете, мы очень осторожно подходим к этому вопросу. Есть в экономике так называемые определенные козырьки, или ценовые навесы. То есть если чуть быстрее цены растут в промышленности или в строительной отрасли, то это в тот или иной момент отразится на инфляции. Но я верю: инфляция может быть не выше 6%, а в идеале – не выше 4%. Более того, мы думаем о том, чтобы в перспективе сделать ее не больше 2%. Тогда ставка рефинансирования будет 5—6%, как во всех развитых странах мира. 

Стабильность движения 

—А если рассуждать с точки зрения гражданина: чего ожидать нам от этого года в плане зарплаты, работы?

— Что касается работы. В 2018-м будет переломлена тенденция прошлых лет, когда число занятых в экономике сокращалось. По прогнозам Правительства, оно увеличится, а в госсекторе продолжится процесс создания новых рабочих мест. И в результате принимаемых мер по стимулированию деловой активности будет оживление в других секторах.

Сегодня у нас в стране можно работать по найму, можно заниматься бизнесом, а можно просто трудиться на себя, не являясь предпринимателем, работая своими руками, то есть быть самозанятым. К слову, Министерство по налогам и сборам за два месяца действия указа по самозанятым гражданам констатирует: их число выросло значительно. А мы ожидаем роста рабочих мест и в секторе малого и среднего бизнеса.

Что касается зарплат. Напомню, 1000 рублей – это тот уровень зарплаты в стране, который необходимо поддержать в среднем по году. При этом в реальном секторе сохраняется прежний подход: зарплата растет в меру роста производительности труда. 

Что касается зарплаты бюджетников, вы знаете, что приняты решения о реформировании системы оплаты труда ученых. В текущем году планируется дважды повысить тарифную ставку первого разряда в зависимости от роста экономики. Меры, принимаемые в этом направлении, должны привести к дальнейшему сближению между заработной платой в бюджетной сфере и ее средним уровнем по экономике. Сегодня это соотношение составляет около 76%. Президентом поставлена задача в этом году довести его до 80%.

— Спасибо вам за интересную беседу. До новых встреч!

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter