Вообще–то местным правоохранительным органам Сергей Черняев был знаком давно. Вырос он в семье, где практически все пили. Печальный опыт сделал его человеком категорически непьющим, однако от тюрьмы не уберег. С 16 лет Сергей несколько раз сидел за кражи. Вернувшись после очередного срока в 2012 году, попытался начать все заново: семья, ребенок, работа грузчиком. Но зарплаты на бытовые нужды не хватало. Бросил работу и отправился «по домам». Следователь по особо важным делам Калинковичского районного отдела Следственного комитета Андрей Мамчур вспоминает:
— С июля прошлого года в Калинковичах начали регистрировать квартирные кражи. Причем по стилю исполнения очень похожие. Неизвестный ночью проникал в частные дома, брал деньги и уходил, никого не потревожив. После его задержания поинтересовались: почему же ты воровал ночью, ведь люди дома — прямо как маньяк какой–то. А он в ответ: я не маньяк, я — ночной гость...
На дело «ночной гость» ходил с чувством, с толком, с расстановкой. Подъедет ко двору на велосипеде (кстати, ворованном), привинтит к ботинкам другую — сменную — подошву (следы так путал) и шасть в дом. Причем навещал только те, где стояли старые деревянные окна. Из таких, оказывается, легко вынималось стекло, которое Сергей всегда аккуратно ставил на землю, чтобы не разбилось. Немаленький вор — рост 180 сантиметров — проникал через окно в комнату, шел в прихожую, где обычно домочадцы оставляют сумки, а в них кошельки, выгребал наличность. Однажды вот так удачно попал на пособие по рождению ребенка — семья только получила 10 миллионов рублей. Прихватывал и банковские карточки. Поначалу не улавливаю логики в словах Андрея Мамчура:
— А «пластик» — зачем?
— Очень многие в кошельках с карточкой держат еще и бумажку с pin–кодом, чтобы не забыть. Он брал карточку и сразу же снимал наличные в банкомате. Если уж совсем ничего денежного не находил, то в тумбочках отыскивал ювелирные украшения.
В одну из своих первых ходок Андрей неудачно спрыгнул с козырька второго этажа. Итог — трещина в ступне. На время выбыл из «домушного» марафона. Но не растерялся. Сообразил: гипс поработает на него. Ночью снимал свою «костяную» ногу и — вперед на дело, со сменными подошвами. Милиционеры, приходя проверить своего подопечного, видели малоподвижного бедолагу, который лишь разводил руками: мол, что я сейчас могу.
Однако «гостя» взяли под наблюдение. И вскоре задержали. Наворовал почти на 100 миллионов рублей. Вернет ли, большой вопрос. Повезло разве что считанным хозяевам ювелирных изделий. Оказывается, вор делал тайники, о которых потом рассказал следователю:
— Мы нашли их в подвалах многоэтажных домов. Где–то лежали приваленные кирпичом кольцо и сережки, где–то в щели цепочки.
— На черный день, видимо?
— Да кто же его знает, сам Черняев на этот счет отмолчался.
Сергея Черняева суд признал виновным в квартирных кражах и воровстве с банковских пластиковых карточек. Его приговорили к 4 годам лишения свободы. Однако урок получил не только он. Но и те, кто оказался в рядах потерпевших. Так считают в районном отделе СК:
— У многих людей на ночь даже двери на ключ не закрывались. Так что вору ничего не нужно было придумывать, чтобы войти в дом. Крупные суммы денег лежали на видном месте. А pin–коды в кошельках?.. Самые простые меры для сохранности своего добра все–таки нужно предпринимать. Хотя бы закрывать двери и хранить ценности в местах, малодоступных для случайных ночных гостей.
Советская Белоруссия №178 (24559). Четверг, 18 Сентября 2014.