Читатели едины во мнении: прошлое и будущее накрепко связаны, свою семейную историю надо знать.
Михаил Веркин, предприниматель, Челябинск:
— Знаю, что мой дед по отцу из семьи самарского сапожника, в которой было семеро детей. После революции все семеро выучились и даже получили высшее образование — стали врачами, учителями, дед окончил институт связи, прокладывал новые магистрали и имел ордена. По линии матери дедушка из зажиточных крестьян, депортированных на Урал во время коллективизации. Прошел всю войну, вернулся и всю жизнь до самой пенсии работал на шахте.
Станислав Литвин, ветеран войск ПВО и ВВС:
— Вся моя родня родом из Донбасса. Отлично помню деда и прадеда. Прадед был в батраках у царя и рассказывал, что жили они достаточно неплохо — получали зарплату, хорошо питались, спали на чистой постели. В детстве мы редко обращались к истории собственной семьи, осознание ее ценности и важности пришло лишь с возрастом. Расспросить прадедушек и прабабушек, к сожалению, уже не получится.
Маргарита Полосина, инженер, Борисов:
— Накануне дней поминовения предков, которые белорусы отмечают как минимум два раза в год — на Радуницу и на праздник Деды, задумываюсь над тем, чтобы узнать подробнее о своей родословной. Благодаря моей тете, которая собирала данные о родных на протяжении жизни, многое из истории семьи известно и мне. К сожалению, информация имеется не обо всех наших прадедах, а по материнской линии и вовсе пробел. Хочу отправить запрос в архив. Надеюсь, повезет.
Владимир Трухин, краевед-любитель, Благовещенск:
— Мне удалось в изучении своей родословной продвинуться до границы XVII и XVIII веков. Желание узнать свои корни пришло ко мне довольно поздно — где-то после сорока. К сожалению, тогда старшее поколение нашей семьи уже ушло. Но мне удалось уговорить своих родителей написать воспоминания. Я надеюсь, что мои дети их сохранят. Важно, чтобы материальные носители семейной истории (фотографии, письма, награды) были систематизированы, снабжены пояснениями, датами, именами, фамилиями и компактно размещены. Благодаря этому, когда у ваших потомков появится желание прикоснуться к истории своей страны через историю семьи, у них будет такая возможность.
Алексей Полещук, пенсионер, Новополоцк:
— Некоторые данные мне известны о родословной по отцовской линии. Собирал факты из их жизни у родных, у соседей из той деревни, где некогда жили мои деды и прадеды. Кое-какие подсказки удалось найти в интернете и через запросы в архивы. Но, к сожалению, этого очень мало. Не сохранилось и фотографий. А так бы хотелось увидеть, как выглядели мои предки.
Ангелина Иванчик, экономист, Слоним:
— Из родословной знаю имена своих дедушек и бабушек, примерные годы их жизни, далее — полная неизвестность. Увы, никогда моих близких тема истории семьи не интересовала. Мы привыкли больше решать проблемы нынешнего дня. Но сегодня, когда уже у самой появились внуки, понимаю: прошлое и будущее накрепко связаны, свою семейную историю надо знать. Так что изучение рода у меня в ближайших планах.
Подготовили М. Кузьмич, Д. Гонтарь, М. Пинкус, С. Набивачев.