— Французский писатель Бернар Вербер утверждает, что «в жизни есть три фактора: талант, удача, труд. Можно добиться успеха, обладая двумя из них. Но в идеале лучше иметь все три». Бесспорно, что в формуле вашего успеха есть и природный талант, и невероятная трудоспособность. А удача часто помогала вам двигаться вперед?
— Под удачей я понимаю встречу на своем пути людей, которые увидят твой талант, оценят твою работоспособность и помогут реализоваться в профессии. Могу сказать, что мне везет на таких людей.
— Анастасия, после школы вы поступили в Белорусский государственный университет культуры и искусств на специальность «Режиссер театрального коллектива». Но, получив один диплом, сразу отправились за другим — в Академию музыки. Что повлияло на это судьбоносное решение?
— С музыкой я связана с детства. Окончила музыкальную школу № 2 имени Н.И. Аладова по классу скрипки. К слову, в этом году она празднует юбилей — 70 лет. В десятом классе перешла в школу с театральным уклоном и решила связать жизнь с драматическим театром. Первое образование действительно получила в университете культуры по специальности «Режиссер театрального коллектива». Но все время чувствовала потребность заниматься музыкой и вокалом. И поступила в Академию музыки на специальность «Сольное пение» в класс заслуженной артистки БССР профессора Людмилы Яковлевны Колос. Эта судьбоносная встреча с моим педагогом во многом определила мое место в мире искусства и повлияла на формирование меня как личности и вокалиста. И с 2002 года я являюсь солисткой Большого театра Беларуси.
— У вас большой репертуар русской и зарубежной классики. А какая музыка наиболее близка вам?
— Очень люблю петь на русском и белорусском языках, будь то оперы, романсы, народные песни. Всегда с большим трепетом и волнением исполняю партии в операх П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Бородина, В. Солтана, Д. Смольского. Среди них — партии Татьяны («Евгений Оненин»), Лизы («Пиковая дама»), Иоланты («Иоланта»), Ярославны («Князь Игорь»), Надежды Яновской («Дикая охота короля Стаха»), Ирины («Седая легенда») и другие. Мои любимые партии из опер итальянского композитора Дж. Пуччини — Мими («Богема»), Лиу («Турандот»), Анна («Виллисы»).
— Как вы относитесь к экспериментам на оперной сцене?
— Если это сделано талантливо, это будет интересно всем — и зрителям, и артистам. Кому-то нравится классика, кто-то ценит эксперименты.
— В прошлом сезоне вы приняли участие в постановке оперетты И. Штрауса «Летучая мышь» венгерского режиссера Миклоша Габора Кереньи. Доводилось ли вам ранее исполнять партии в опереттах?
— В 2010 году на сцене Большого театра России состоялась премьера оперетты И. Штрауса «Летучая мышь» в постановке режиссера Василия Бархатова, в которой я исполнила партию Розалинды. Так что это не первая моя встреча с данным жанром. Причем в Москве я исполняла партию на немецком языке, а в Минске — на русском. Попробовав себя в оперетте, могу сказать, что это сложный жанр и очень интересный опыт для солистов оперы. В оперетте, кроме музыкального материала, много разговорного текста, который требует серьезной подготовки актера, в том числе занятий основами сценической речи.
— Зритель вас видит не только в спектаклях, но и в концертных программах. К примеру, в мае прошлого года вы порадовали публику совместным концертом с Оксаной Волковой BELCANTO. Выступать в концерте сложнее, чем в спектакле?
— Безусловно, петь в концерте, если речь о большой программе, а не участии в одном-двух номерах, намного сложнее. Ты исполняешь самые яркие арии и дуэты из опер. Сложность состоит в том, что ария — это виртуозный отрывок из оперы с наибольшим количеством сложных технических моментов. Обычно в опере у главного героя 1—2 арии, в концерте ты можешь исполнить их от 6 до 12. Это сложно. К тому же это наиболее популярные и любимые у зрителя арии, которые нужно спеть безупречно. Участие в сольном концерте для артиста — очень сложная голосовая и эмоциональная нагрузка и большая ответственность, которая требует подготовки и хорошей вокальной и физической формы.
«Иоланта» П.И. Чайковского.
— Вы выступаете не только на белорусской сцене. Вас хорошо знают в России. Вы принимали участие в гастролях театра в Австрии, Германии, Испании, Нидерландах, Франции, Эстонии и других странах. Выступление в какой стране и на какой сцене было для вас наиболее значимым?
— Одной из важнейших удач в моей профессиональной карьере я считаю встречу с удивительным музыкантом, пианистом, дирижером, народным артистом России Михаилом Плетневым и Российским национальным оркестром под его управлением. В рамках открытия Большого фестиваля РНО в Концертном зале имени Чайковского в Москве я исполняла партии Царевны в опере Н. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» в 2015 году и Иоланты в опере П. Чайковского «Иоланта» в 2016-м. Мне посчастливилось принять участие в гастролях Российского национального оркестра в Японии в 2016 и 2018 годах и выступить в удивительных залах Suntory Hall и Opera City в Токио. Была удивлена не только потрясающей акустикой, но и теплым приемом и любовью японского зрителя к русской опере.
В этом театральном сезоне большим подарком для меня стало сотрудничество с главным дирижером Михайловского театра заслуженным артистом России Александром Ведерниковым. Он пригласил меня исполнить партии Иоланты и Лизы в операх П. Чайковского «Иоланта» и «Пиковая дама» на сцене Михайловского театра в Санкт-Петербурге и принять участие в концерте в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича. В этом знаменитом зале потрясающая акустика и удивительная атмосфера. Концерт состоялся под управлением Александра Ведерникова с участием солистов, хора и оркестра Михайловского театра. Программа состояла из произведений С. Рахманинова: «Три русские песни для хора», кантата «Весна», поэма «Колокола».
— Являясь ведущей солисткой Большого театра, гастролируя, вы находите время еще и на преподавание. Насколько педагогическая деятельность важна для вас?
— Моя творческая деятельность всегда шла параллельно с педагогической. В качестве педагога я начинала работать в БГПУ имени М. Танка. Сейчас преподаю в Белорусской государственной академии музыки, являюсь профессором кафедры вокала. Чувствую в себе необходимость передачи опыта молодому поколению музыкантов, которые придут после меня работать в театр. Студенты моего класса имеют уникальную возможность посещать не только мои уроки, но и мои выступления на сцене Большого театра Беларуси. И это большой плюс. Ведь теория совмещается с практикой.
— Откройте секрет. Правда, что вы являетесь не только преподавателем, но и студентом?
— В настоящий момент являюсь слушателем Института государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Считаю, что человек должен всегда развиваться и стремиться получать новые знания.
— При такой занятости остается ли у вас время на отдых?
— Для меня часто отдыхом служит переключение вида деятельности. Люблю посещать в свободное время драматические театры, выставки, музеи, гулять в парке. Из активных видов отдыха предпочитаю велопрогулки.
«Рита, или Пиратский треугольник» Г. Доницетти. |
«Князь Игорь» А.П. Бородина. |
— Сегодня набирают популярность онлайн-трансляции спектаклей и концертов. Как вы к ним относитесь?
— Считаю, что это важно для популяризации оперы, балета, классической музыки. Но настоящий нерв, живые эмоции зритель все-таки может получить, только придя лично на концерт или спектакль. Меня радует, что, несмотря на развитие современных технологий и возможность посмотреть любой спектакль не выходя из дома, большинство зрителей предпочитает живое общение с артистами. И мы за это им очень благодарны. Двери Большого театра всегда открыты для зрителей, преданных искусству.
mila@sb.by