Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Весь город стоит в пробке, но не ты». Прокатились по Минску с хозяином электрокара

Вокруг Минска – на «электричке»

Зеленые номерные знаки на авто уже никого не удивляют: если в 2020 году по нашим дорогам ездило около 400 электромобилей, то сейчас счет идет на тысячи. Совсем скоро ряды «Тесл», «Ниссанов Лиф» и «Шевроле Болт» пополнит и белорусская «электричка». Первый отечественный электрокар покажут в декабре – об этом сообщил Александр Лукашенко во время недавнего посещения БелАЭС. Все ли готово к его появлению? Хватает ли зарядок и специализированных СТО? Чтобы проверить, мы напросились в качестве пассажиров к владельцу электроавто Дмитрию Левину.

Дмитрий Левин пересел на электрокар полтора года назад

Тишина, автопилот и ток «на экспорт»

– Ну что, поехали? – спрашивает Дмитрий, занося ногу над педалью газа китайской «Чери EQ5». Машина стартует, а кажется, будто нет: так тихо в салоне. Слышно, как каркают вороны и лязгает по рельсам проезжающий трамвай – обычно работающий бензиновый мотор заглушает все звуки. 

Минчанин Дмитрий Левин пересел на «электричку» полтора года назад. Не столько из любопытства, сколько из необходимости:

– У нас с женой небольшое текстильное производство: шьем одеяла, подушки, постельное белье. Так что мне приходится развозить партии товара по всей стране. За прошлую неделю, например, проехал около 4000 километров. При таком раскладе на заправку авто уходило 1600 рублей в месяц, а сейчас – почти в пять раз меньше. 


Несмотря на очевидную выгоду, супруга Дмитрия переживала, что, меняя бензиновое авто на электрокар, они на ровном месте создают себе дополнительные трудности. Ведь с такой машиной нужно тщательней продумывать маршруты, заранее просчитывая, где и когда будешь заправляться: 

– Мы изначально решили: будет сложно – продадим. Но, как видите, не продали. Электромобили экономнее и интереснее. У них много фишек, которых нет в обычных машинах. Например, у «Теслы» есть режим автопилота, а у меня машина умеет отдавать электричество. На рыбалке подключаю к ней чайник, прожектор – очень удобно. 

Еще один большой плюс – преференции для владельцев электротранспорта. В Беларуси для них снижены многие пошлины и налоги: хозяева электрокаров до конца 2025 года освобождены от уплаты транспортного налога, рассказывает Дмитрий:

– Моя самая любимая льгота – возможность ехать по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств. Весь город стоит в пробке, а ты спокойно едешь по крайней правой.

Кабель из окна бросать не приходится

В большинстве случаев на электрокары пересаживаются владельцы частных домов, у которых есть возможность заряжать авто в своем гараже. У Дмитрия другая история: он живет в обычной многоэтажке в микрорайоне Уручье. Бросать кабель из окна квартиры, как это делали хозяева первых в Минске «электричек», ему не приходится. В соседнем дворе есть медленная зарядка, на которой удобно оставлять машину на ночь. Через дорогу, возле ТЦ «Спектр», быстрая, которая поднимет заряд с 30 процентов до 80 за 40 минут («до 100 процентов никто обычно не заряжает – так быстрее изнашивается батарея»). 

На быстрой зарядке в Уручье всегда аншлаг

На этой станции обычно аншлаг – вот и сейчас мы чудом находим место у одного из шести «столбов». Секрет популярности не только в мощности станции, но и в том, что здесь есть «пистолеты» с GB/T-разъемом, подходящим для китайских электрокаров, которые сейчас наводнили авторынок, объясняет Дмитрий: 

– Национальный оператор по созданию и развитию сети электрозарядных станций MALANKA обещает, что к 2024 году такими «пистолетами» будут оснащены все их зарядки. А пока приходится возить собственный кабель. Только нужно быть готовым к тому, что его могут украсть, как однажды случилось у меня – видно, кто-то выдернул, чтобы сдать на металлолом. Штука не самая дорогая, но все равно обидно. 

Приложение Malanka New помогает найти ближайшую свободную станцию

Еще одна неприятная ситуация, с которой регулярно сталкиваются владельцы электрокаров – это невозможность пополнить батарею из-за машин, запаркованных на местах для зарядки. Причем подъезд блокируют не только бензиновые авто, но и другие «электрички», делится наблюдениями Дмитрий: 

– Как-то 8 марта подъехал к станции, а место занято электрокаром, который просто стоит, не заряжаясь. Моя машина на нуле, колесить по району в поисках другого места возможности нет. Свой номер водитель не оставил, поэтому пришлось звонить в ГАИ. Они быстро нашли хозяйку авто, та прилетела недовольная: «Теперь мне выпишут штраф. Спасибо за подарок к празднику!» Такая позиция мне непонятна. Когда сам ездил на бензиновом «Шевроле», ни разу не становился возле зарядки. Если других свободных мест не было, просто переезжал на соседнюю парковку.

Машина для тех, кто все успел

В последние годы число электрозарядок в Беларуси ощутимо возросло: сейчас их более 900. Причем установлены они не только в крупных городах. Возможность пополнить батарею есть и в Иваново, и в Лепеле, и даже в маленьком Петрикове. Но распределены они неравномерно, открывает специальное приложение Дмитрий: 


– Вот, смотрите: даже в Минске есть белое пятно – Партизанский район. Конечно, хотелось бы, чтобы зарядная сеть стала гуще, особенно вдоль трасс – хотя бы одна станция на каждые 50–70 километров. Например, на трассе Минск – Могилев всего две зарядки. Однажды ездил в командировку: одна станция не работала, а другая «глючила». Хорошо, что дотянул до областного центра. 

И хотя сеть развивается огромными темпами, без недочетов не обходится. Например, возможности станции не всегда совпадают с возможностями «пистолета»: сам аппарат работает с мощностью 80 кВт, а «пистолет» – с 50 кВт. Так что супербыстро пополнить батарею не получится, озвучивает проблемы владелец электрокара:

– Иногда бывает, что место для зарядки выбрано неудачно. Например, на Логойском тракте заветный зеленый «столбик» установили в такой части парковки, что даже самый маленький и юркий электрокар не всегда может к нему подъехать. 

Свои нюансы и с сервисом: непросто найти СТО, которое умеет работать с электромобилями. И если в Минске они есть, то жителям райцентров приходится ехать в столицу. Ну или пытаться заменить масло в редукторе самостоятельно: 

– Эта ниша практически свободна. Так что, если кто-то ищет идею для бизнеса, обратите внимание. 

А вообще электрокар – машина не для всех, замечает Дмитрий на прощание: 

– У нас в автолюбительских кругах даже есть пословица, что электрокары выбирают те, кто уже все успел. Во-первых, на них не разовьешь большую скорость – быстро садится батарея. Кроме того, всегда нужно закладывать пару часов на зарядку. Но все же плюсы перевешивают минусы. Сейчас я присматриваю для работы машину побольше и уверен, что она тоже будет на электрической тяге.

krupenkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter