Военные полигоны сменили пагоны
От бывшего Советского Союза суверенной Беларуси досталось внушительное военное «наследство». Еще в 1995 году на территории республики располагалось 25 полигонов общей площадью около 428 тысяч гектаров. В процессе конверсии они постепенно утрачивали свою былую значимость — одни полностью переданы в гражданское пользование, другие были преобразованы в заказники.
От бывшего Советского Союза суверенной Беларуси досталось внушительное военное «наследство». Еще в 1995 году на территории республики располагалось 25 полигонов общей площадью около 428 тысяч гектаров. В процессе конверсии они постепенно утрачивали свою былую значимость — одни полностью переданы в гражданское пользование, другие были преобразованы в заказники. Отрадно, что Министерство обороны Беларуси идет навстречу ученым, снимая гриф секретности с вверенных ему объектов. Исследования, проводимые в рамках разработанной национальной программы «Экологическое использование военных полигонов как объектов охраны природы», показали, что данные территории представляют собой ценные природные комплексы с богатым естественным биологическим разнообразием.
— Благодаря охранному режиму и незначительному воздействию человеческого фактора на полигонах удалось сохранить уникальный генофонд растительного и животного мира, — считает кандидат биологических наук Юрий Гигиняк. — Особенно ценны в этом плане так называемые охранные буферные зоны между непосредственно военным объектом и прилегающими гражданскими землями. Как правило, это участки заповедных лесов и труднодоступных болот, незначительно подверженные военному воздействию и хозяйственной деятельности. С точки зрения охраны природы они являются потенциальными заказниками.
Первыми «военными» заказниками республиканского значения стали «Острова Дулебы» и «Ольманские болота», созданные соответственно на территории бывшего Друтского авиационного полигона на Могилевщине и действующего Полесского в Столинском районе. И не случайно. Верховые болота Дулебское и Великое — единственные в своем роде на востоке республики. Благодаря своей труднодоступности они являются местом высокой концентрации водно-болотных видов птиц и копытных животных. Комплекс Ольманских болот — крупнейший в центральной Европе, сохранившийся практически нетронутым. Здесь обитает 25 видов птиц, занесенных в Красную книгу, находится крупнейшая популяция выдры и отмечена европейская норка, находящаяся под угрозой глобального вымирания.
Не так давно на территории Барановичского полигона появился заказник «Стронга», одна из основных целей создания которого – разведение и охрана «краснокнижной» форели. Еще один заказник — «Выгонощанский» — занимает значительную площадь заболоченных земель Ивацевичского полигона.
На сегодняшний день белорусскими биологами проведено комплексное изучение еще 4 военных полигонов для создания на их территории особо охраняемых природных территорий. Среди них Дретуньский общевойсковой в Полоцком районе — один из крупнейших в Европе. Однако сегодня свое оборонное значение он утратил, и на его территории создан Дретуньский лесхоз, в связи с чем возможно негативное влияние на природную среду хозяйственной деятельности, и прежде всего вырубки леса. Лесные массивы составляют больше половины площади бывшего полигона, среди которых отмечены практически не имеющие аналогов в Западной Европе ельники с деревьями возрастом до 240 лет, а также уникальные сильно заболоченные старые черноольховые леса. Однако особую ценность для науки представляют Дретуньские озера, которых на территории полигона более 70, две трети из них никогда не исследовались. По рассказам местных жителей, некоторые водоемы соединены между собой подземными тоннелями, по которым мигрируют раки и рыба. Ученым предстоит это выяснить.
По словам научного сотрудника Института зоологии НАНБ Михаила Максименкова, при создании заказников первостепенное внимание следует уделять полигонам, расположенным вблизи крупных городов. Именно они в процессе конверсии подвержены значительному прессингу со стороны человека. В частности, междуречье Березины и Гайны, где проектируется заказник «Борисовский», который должен связать в единую сеть Березинский биосферный заказник и проектируемый национальный парк «Белая Русь», может пострадать от браконьерства. Здесь водятся почти все ценные в охотхозяйственном отношении млекопитающие, встречаются «краснокнижные» барсук, медведь и рысь. Высока численность охотничье-промысловых животных и на территории Гродненского бригадного полигона, где проектируется заказник «Гоже-Поречский». Ценен он также своими клюквенниками, занимающими до половины площади заболоченных земель, и интересными озерами среди болот.
Уникальные ландшафты бывших военных полигонов являются не только потенциальными особо охраняемыми природными территориями, но и могут использоваться как объекты экологического туризма. Тем более что для этой цели имеется необходимая инфраструктура: развитая дорожная сеть, пустующие жилые постройки, наблюдательные пункты. Для науки интерес представляют последствия воздействия военных учений на природные объекты и механизм их восстановления. Между тем участки полигонов, непосредственно использовавшиеся для военных целей, требуют, по крайней мере, разминирования: на многих из них остались неразорвавшиеся боеприпасы.
Возможность использования военных полигонов как перспективных объектов охраны природы, предложенная Беларусью, получила широкий международный резонанс. В республике прошло несколько научно-практических конференций с участием заинтересованных белорусских министерств и ведомств, Национальной академии наук, агентств по специальным вооружениям и окружающей среде США, десятки представителей других зарубежных стран. Экологическое использование военных объектов включено в «Национальную стратегию и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Беларуси».