Дамбы и водоотводные каналы для защиты от подтоплений построят в Гомельской области

Вода у порога

Зимний паводок для Гомельской области не нонсенс. Реки в самом водном регионе страны еще только начинают просыпаться, но подтопили уже больше десятка дворовых территорий и 15 участков автодорог. Еще больше дел натворили талые воды: залило свыше 70 жилых домов. Чтобы решить часть проблем кардинально, разрабатываются масштабные проекты по строительству инженерных сооружений, а оперативную помощь людям службы региона готовы оказать в любой момент.

Пруд в погребе

Агрогородок Красное в Гомельском районе — в этом году один из чемпионов по количеству зимних подтоплений. Ровный тихий гул насосов, откачивающих из подвалов талую воду, — явление привычное. Пенсионер Виктор Шушкевич с улицы Некрасова распахивает перед нами дверь в погреб, но с экскурсиями тут не разгуляешься — вода заливает несколько нижних ступеней лестницы. Хозяин привычными движениями натягивает резиновые сапоги и с рулеткой наперевес спускается вниз:

Виктор Шушкевич.

— 48 сантиметров! Но это у меня насос качает уже часа три, а так с утра было 70. В иные годы по весне бывало и выше человеческого роста.

В этом доме Виктор живет уже не одно десятилетие, сменил не один насос и выработал схему поведения. Картошка, свекла, морковь, капуста в погребе сохраняются на удивление неплохо. Главный секрет — поднять стеллажи на метр от пола.  
Хозяин дома пошел еще дальше и решил извлечь из беды пользу: затопленный погреб использует как... пруд для рыбы. После рыбалки приносит сюда мелких карасиков и выпускает — и под рукой всегда свежая наживка для ловли щуки. А то и просто на сковородку можно бросить.
Местные жители не паникуют — уж слишком хорошо им знакома стихийная проблема: вода в подвалах и погребах стоит с декабря по август. В эту зиму хватило и осадков, и тепла, вот в дома и бегут грунтовые и талые воды. Виной тому — бывшие карьеры, вокруг которых расположились частные домики по улицам Некрасова, Есенина, Трудовой.

— В 1950‑х здесь глину брали на пятый кирпичный завод, так карьеры и образовались, — рассказывает Виктор Шушкевич. — Грунтовые воды тут высоко залегают. Мать мне рассказывала: когда копали, оставили здесь технику, пришли позже — вся техника затоплена в воде.

Причина и следствие

Виктор демонстрирует нам полузатопленный огород, а вокруг начинают собираться соседи. Иван Шиховец сетует, что до его картошки от воды осталось сантиметров десять, и винит в ситуации бурную индивидуальную застройку:

— Раньше столько домов рядом с карьерами не было, а тут начали массово строиться. «Берега» у карьера стали гораздо ниже, пошло движение грунтовых вод.

Отправляемся на соседнюю улицу Есенина. Легкой прогулки не получается: подтопило почти по колено, а кое‑где вода перемешалась с колким льдом. Тамара Шилец жалуется, что детей приходится из школы забирать исключительно на машине:
— Иначе по пути домой они успевают катастрофически промокнуть. Сегодня ребенок по воде здесь пройдет, а завтра будет уже на больничном. Вон колеи во льду, видите? Это мы с женщинами продолбили — машина застряла, еле вытолкали!
Виктор Дедиков из углового дома ведет нас в гараж, чтобы показать затопленную и искореженную яму: повинуясь движению воды, грунт своей массой сдвинул и искривил кирпичную стену. Следующий пункт экскурсии по местам боевой славы талых вод — дом. Виктор откидывает крышку подпола:

 Виктор Дедиков.

— Здесь воды сантиметров 60, до пола метр остался. Мы уже все повытаскивали, на улицу в сарай занесли. Одних только закаток — около ста банок.

Его родственница и соседка Наталья Дедикова в свой подпол уже давно не спускается: в воду, в которой сиротливо тонет лестница, погружаться страшно. Жалко только нижнего ряда банок, печально скрывшихся в глубине — двойной ряд кирпичей, на которые хозяйка подняла запасы, не помог.

Наталья Дедикова.

Решения на перспективу

МЧС оказывает посильную помощь в откачке воды из затопленных домов. На случай чрезвычайных ситуаций выработан обширный план мероприятий: от перевозки людей на лодках до отселения. В Гомельской области создано 192 пункта временного размещения людей на случай серьезного подтопления. Основные моменты все службы еще раз обсудили на последнем оперативном совещании по паводковой обстановке.

Но есть и более серьезные планы. В самых напряженных в сезон паводка местах планируют возвести масштабные инженерные сооружения. Что касается Красного, здесь требуется строительство открытых и закрытых каналов, которые помогут отвести воду от жилья.

— Проектно‑сметная документация по Красному уже разработана, ожидаем открытия финансирования и приступим к реализации, — рассказал начальник главного управления жилищно‑коммунального хозяйства Гомельского облисполкома Дмитрий Згурский— Надо при этом понимать, что грунтовые воды целиком понизить не удастся, чтобы полностью исключить подтопления. Но это позволит серьезно улучшить ситуацию с отводом талых вод.

На стадии экспертизы сейчас находится проект по возведению дамбы возле поселков Севруки, Ченки и Поляна на окраине Гомеля. Проект, на реализацию которого уйдет несколько лет, позволит защитить многоэтажную застройку, а также частный сектор от паводка.

В планах у региона — строительство преград в микрорайонах Монастырек, Якубовка, Старая Волотова в Гомеле, а также деревнях Плесы и Уза в Гомельском районе. Дмитрий Згурский поясняет:
— Подразумевается строительство дамб протяженностью не менее трех километров. Необходимо существенное количество песка — в среднем на дамбу около 700 тысяч кубометров.
Кроме того, в Гомельской области планируют поднять уровень нескольких участков дорог, которые традиционно подтапливают выходящие из берегов реки и талые воды. Варианты проектов еще рассматриваются, но уже ясно, что их реализация потребует больших вложений.

К любому развитию событий готовы

По последним замерам, Припять на территории Петриковского района Гомельской области подросла до 759 сантиметров и вышла на пойму. Вода в Птичи поднялась до 391 сантиметра — отметка уже считается опасной. Но жизни людей это особо не мешает.

— Талыми и паводковыми водами в районе подтоплены пять подворий, три жилых дома и один дачный дом, три хозпостройки и три участка автодорог, — рассказывает заместитель начальника Петриковского РОЧС Василий Мицура.

Василий Мицура.

Отправляемся к паромной переправе на окраине Петрикова, откуда через Припять добираются до соседнего Мозырского района. 50‑метровый участок дороги на пути к парому затоплен — место для разгула реки традиционное. Мицура облачается в спецкостюм и достает рулетку. Максимальная глубина — 40 сантиметров. Проехать можно только грузовым транспортом. Но зимой переправа не работает: для нормального движения нужно, чтобы река очистилась ото льда и вошла в свои берега.

Отправляемся в деревню Макаричи. Пенсионер Василий Пысюк живет на самом берегу Припяти: дом на возвышении, а вот огородик ближе к воде. Река уже заняла часть будущих грядок.

Василий Пысюк.

— А мы привыкли и выработали систему, — успокаивает Василий Григорьевич. — Сажаем в три этапа: сначала верхушку огорода, вода немного сойдет — середину, а к июню обычно вся земля освобождается от паводка.

Все службы Петриковского района готовы к любому развитию событий, пока ситуация спокойная. Сотрудники МЧС помогают с откачкой воды из подвалов и ежедневно мониторят все проблемные участки.

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter