Рынок бутилированной питьевой и минеральной воды — один из самых быстрорастущих в мире.
За ценой не постоим
Экспортная цена питьевой природной воды в Европе — 200—250 долларов за тонну. Естественно, в опте. И за продукт нижнего ценового сегмента. Из уникальных экологических источников Грузии, Норвегии и Фиджи повышается до 400 долларов за тонну и доходит до 800 долларов. Столько нефть не стоила в самые лучшие времена. И перспектива только на рост.Ибо спрос увеличивается в геометрической прогрессии. Что греха таить: развитые страны переживают последствия урбанизации. Даже в богатых государствах коммунальные сети не первой свежести. Заменить их на новые дорого. Словом, водичка из-под крана не самая чистая. Поэтому и растет спрос на бутилированную. Учитывая стремление «золотого» миллиарда к здоровому образу жизни. Средний немец выпивает в год 150 литров, в жаркой Италии — 270, в близкой к нам по климату Польше — 95 литров.
Словом, есть нам куда свои запасы приложить, которые, кстати, огромны. По данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, в стране 245 разведанных месторождений минеральных вод. Их ресурс составляет 62,5 миллиона литров в сутки, или 22,8 миллиарда литров в год. А добывают ежегодно 650 миллионов литров, из которых бутилируют 117 миллионов. Остальное используется в лечебных целях в 90 профилакториях. Это мы говорим только про минеральную воду. Пресной природной воды запасы еще более внушительны.
Водяные барьеры
Рынок бутилированной воды в стране не стагнирует, но и бурного роста не демонстрирует. Объемы производства колеблются в пределах 320—350 миллионов литров. И питьевой, и минеральной. В отрасли работают около 40 предприятий. Но в отличие от других стран наблюдается высокая концентрация.«Около 80—90 процентов производства приходится на шесть компаний-лидеров, — объясняет заместитель председателя Ассоциации европейского бизнеса Мария Карась. — В Польше, Украине, России половину и больше рынка занимают местные производители». Дело в том, что с чисто экономическо-инвестиционной составляющей вход на рынок бутилированной воды не очень дорогой. По крайней мере, для компаний регионального масштаба. Первоначальные вложения для удовлетворения спроса небольшого райцентра составляют 50—100 тысяч долларов. Поэтому «водяной» бизнес весьма популярен у небольших компаний у наших соседей.
Но есть у отрасли своя специфика. Как отметил первый заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Игорь Шустов, в себестоимости бутилированной воды непосредственно вода занимает менее одного процента. Основные расходы — на тару, логистику… Производители отмечают, что есть и другие существенные расходы: экологический сбор за выпуск в обращение тары, маркировка контрольно-идентификационными знаками, затраты на которые иной раз тянули на 40—50 процентов себестоимости. Правда, от обязательной маркировки несколько лет назад воду освободили. Но инвестиционный потенциал КИЗ у производителей «выел». Да и осадочек у инвесторов остался.
Словом, разными непроизводственными издержками вода обременена прилично. С ними с трудом справляются крупные компании. Заместитель генерального директора ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков» Юрий Роковец утверждает: из-за различных непрофильных и других нагрузок у предприятия только-только стали появляться деньги на рекламу и маркетинг. Тут не до развития экспорта, свой бы рынок удержать, на который все более активно проникают соседние производители. У них отраслевая инвестиционная и экономическая ситуация получше. Поэтому имеют возможность вкладывать средства в агрессивную рекламу и «отжимать» место на доходных полках в торговле.
Словом, в такой ситуации вода не является кладезем для приложений усилий малого, а в большей степени и среднего бизнеса. Слишком серьезные непроизводственные барьеры для входа на рынок. Даже взлететь не получится. Не говоря уже, чтобы выдержать конкуренцию с гигантами. Ведь «малыши» у соседей выигрывают у маститых корпораций за счет близости к потребителю и экономии на логистике. Но этот фактор конкурентоспособности нивелируется другими затратами.
Под новым ракурсом
Когда-то в нашей стране проводились даже выставки воды. Но потом мероприятие как-то само собой затухло. А похвастаться-то нам есть чем. Да, некоторые торговые марки гремят почти на весь мир. Но это не значит, что остальная вода чем-то хуже или менее уникальна. Просто наши источники не раскручены.Экспорт бутилированной воды может принести стране миллиарды, но необходимо сделать отрасль инвестиционно привлекательной.
«Наука о подземных водах говорит: двух одинаковых источников не существует. Возможны только схожести. Но каждый обладает уникальными характеристиками», — объясняет ведущий научный сотрудник отдела гидрогеологии и мониторинга подземных вод филиала Института геологии Государственного предприятия «НПЦ по геологии» Владимир Шиманович. У нас есть очень интересные месторождения. Например, в Полесской седловине. Залегают они на глубине 300—500 метров. Хорошо защищены геологическими слоями от проникновения продуктов урбанизации. Словом, полностью природный продукт. А по минеральному составу похожи на знаменитый боржом. Два отличия от грузинского аналога: отсутствует насыщение природным углекислым газом, концентрация солей ниже — около грамма на литр, а не пять-семь боржомовских. Впрочем, хорошо это или плохо с потребительской точки зрения — вопрос дискуссионный и лежит, скорее, в медицинской плоскости. Предельное потребление соли для каждого человека в какой-то степени величина индивидуальная: зависит от возраста, среды обитания, рабочего графика и наличия хронических болезней…
Владимир Шиманович может о воде рассказывать долго. И тема-то есть. В Институте геологии составили даже карту подземных вод. Ее залежи — и питьевой, и минеральной — есть практически во всех регионах. Встречаются и весьма интересные месторождения. Например, рядом с Березинским заповедником воды залегают в пласте гипса, который растворяется в природной среде. Получается минералка с сульфатно-кальциевым составом. Полезна для профилактики и лечения пищеварительного тракта.
Словом, природа щедро одарила нас источниками. Но инвестора большинство из них пока не нашли. Несколько лет назад разработали шесть бизнес-планов по освоению месторождений. Они в свободном доступе вывешены на сайте Национального агентства по инвестициям и приватизации Министерства экономики. Но жгучего интереса пока не вызвали.
Впрочем, по словам Игоря Шустова, в отрасли сегодня избыточные мощности — загружены на 50—70 процентов. И говоря объективно, развиваться есть шанс, только осваивая экспортное направление. Взрывного роста спроса на внутреннем рынке не прогнозируется. И не столько из-за определенной ограниченности покупательной способности. Все-таки с водой и экологией в стране отличная ситуация, если сравнивать с многими другими, в том числе и европейскими. И вода из-под крана если не отличная, то вполне достойная. А в большинстве регионов вообще отличная. Соответственно, отсутствует стимул покупать воду в бутылках.
Пока на внешних рынках наши производители делают только первые шаги. «Дариде» удалось проникнуть в Прибалтику и Испанию. Шансы занять место на европейском рынке есть, но процесс не самый простой и дешевый. «В каждой стране действуют свои нормы и правила, — объясняет первый заместитель генерального директора ЧУП «Дарида» Михаил Шпыров. — И инвестиции для входа на рынок необходимы разные».
Игорь Шустов же считает, что поставленные перед отраслью задачи будут решены. Но уверен: необходимо на бутилированную воду взглянуть со стратегических позиций и выработать долгосрочную государственную программу по эффективному использованию этого уникального ресурса. А все административные и регуляторные решения принимать исходя из общего вектора, нацеленного на развитие экспорта. Потенциал-то есть. И на несколько миллиардов долларов. Другой вопрос, что для прорыва необходимо проанализировать ситуацию, оценить конкурентоспособность отечественного продукта и создать благоприятные условия и для инвестиций, и для продвижения наших торговых марок за рубежом.
volchkov@sb.by