Отечественные сельскохозяйственные угодья создают широкую сырьевую базу, которую при глубокой переработке можно превратить в высокомаржинальные товары. Взять, к примеру, кожу. В необработанном виде ее продают на вес, и фактически она представляет собой побочный продукт животноводческой отрасли. Но обработанные шкуры, пройдя несколько технологических переделов, превращаются в маржинальный и ликвидный кожевенный товар. Он стабильно востребован обувной промышленностью, галантерейной, мебельной. Эти отрасли белорусские кожевенники обеспечивают качественным сырьем. Как развивается кожевенная индустрия и какие задачи стоят перед ней в год качества, подробно узнали на лидирующем предприятии отрасли — ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» (МПКО).
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— 80 процентов кожсырья вы должны переработать, чтобы удовлетворить потребности обувщиков, мебельщиков, галантереи.
Во время посещения ОАО «Минское производственное кожевенное объединение», 23 марта 2021 года
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— 80 процентов кожсырья вы должны переработать, чтобы удовлетворить потребности обувщиков, мебельщиков, галантереи.
Во время посещения ОАО «Минское производственное кожевенное объединение», 23 марта 2021 года
Свой товар ближе
В марте 2021 года Президент посетил ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» в Гатово. Дал поручение: перерабатывать все шкуры в высококачественный кожевенный товар. И максимально им обеспечить отечественных производителей — потребителей кожи. Поэтому, как отмечает генеральный директор ОАО «МПКО» Ольга Политико, основные усилия предприятие концентрирует на внутреннем рынке. В 2023-м кожа поставлялась 180 белорусским потребителям. В их числе и крупные компании, и индивидуальные предприниматели. В этом разрезе поставленные Президентом задачи по замещению импортной кожи на отечественную были в основном решены.
МПКО активно наращивает поставки на внутренний рынок. В прошлом году, по словам Ольги Политико, белорусским контрагентам отгрузили 64,2 миллиона квадратных дециметров кожевенного товара, в этом планируется увеличить объемы до 82 миллионов дециметров. По словам руководителя,
63 процента готовой кожи в 2023-м экспортировали, при этом высококачественные кожи поставляются исключительно на внутренний рынок.— Мы близко расположены к потребителю, — объясняет собеседница. — Работаем с нашими потребителями в тесной связке, быстро откликаемся на их пожелания, потребности, запросы. Наша кожа соответствует всем белорусским стандартам и регламентам ЕАЭС. Но качество продукции определяет потребитель: ключевая задача — не придумать самим что-то вычурное и оригинальное, а соответствовать запросам партнеров. С ними работаем в тесном контакте, в том числе организовали приемку кожевенного товара прямо на предприятии. Поэтому у нас практически отсутствуют рекламации — они стремятся к нулю. Ставим задачу постоянно наращивать свою долю в потребляемой белорусскими производителями коже.
Ольга Политико признается: полностью заместить всю иностранную кожу практически невозможно и нецелесообразно с экономической точки зрения. Мы, как потребители, хотим разнообразия. Но практически все массовые артикулы, которые используют наши обувные и галантерейные компании, освоены.
Работать с родным МПКО оказалось более удобно. Во-первых, нет проблем с расчетами: все договоры номинированы в белорусских рублях. Во-вторых, исчезают логистические риски. Особенно по сравнению с поставками из дальнего зарубежья, когда из-за транспортных неурядиц могут происходить сбои в поставках. На этот случай импортеры делают дополнительные запасы, а это замороженные средства. Отечественная же кожа поступает ритмично, выдерживаются сроки по поставкам.
В-третьих, исчезают проблемы курсовых разниц, а также импорт инфляции из других регионов. МПКО не попало непосредственно под законодательство о ценовом регулировании.
Бесконечное разнообразие
Каталог продукции МПКО — книга о бесконечных формах и цветах, которые может принимать кожа. Предприятие выпускает более 130 артикулов — различных видов выделки кожи. В производстве находится свыше 600 цветов и оттенков. И под каждый артикул, расцветку необходимо разработать уникальную технологическую карту. Причем перманентно ее корректируя под особенности каждой партии сырья.
Настоящий профессиональный кожевенник — это совокупность технологических знаний, неусыпного анализа и интуиции, основанной на опыте. Ведь шкура (изначальное сырье) — продукция биологическая. Конечно, существует разделение ее по сортам. Но стандарты весьма относительные. По большому счету, не бывает двух одинаковых коров — у каждой свои особенности. И перед кожевенниками стоит интересная по своей сущности задача: сделать качественный и стандартный конечный продукт.
Одна из ключевых задач, которая записана в стратегии развития предприятия, — повышение сортности кожи. В зависимости от назначения обычно вся продукция подразделяется на 4—7 сортов. И разница в цене между соседними позициями может достигать 20 процентов.
Дело-то в том, что идеальных шкур практически не встречается: практически у всех присутствуют те или иные изъяны. Они есть даже у животного, которое содержалось почти в идеальных условиях: следы от болезней, укусов насекомых и собратьев по стойлу… И высшим классом у кожевенников считается так обработать исходный материал, чтобы в конечном итоге получалась идеальная поверхность. Тогда и сортность выше, и заказчик из одного исходного куска кожи может выкроить больше заготовок для своих изделий, повышая экономию материала. Именно в повышении сортности кожи на МПКО видят стратегию роста финансово-экономических показателей при сохранении конкурентоспособной цены.
Кожа специального назначения
Еще одно важное направление в работе МПКО — выпуск кожи для специальной и рабочей обуви. Возможно, эта кожа и не переливается оттенками и многообразием отделок, как для модельных туфель и дамских сумочек, но обладает высокой технологичностью в производстве. Есть много специфических требований. Например, если кожа идет для изготовления обуви сварщиков, то должна отличаться устойчивостью к повышенным температурам, попаданию искр. По некоторым позициям принципиальная характеристика — гидрофобность: устойчивость к промоканию. Иногда заказчик требует, чтобы кожа проходила испытание водой в течение более шести часов. Даже если человек в ботинках из такого кожтовара будет долго ходить по воде, ноги не промочит.— Каждая характеристика — дополнительные технологические переделы, — объясняет Ольга Политико. — Подбор методов дополнительной обработки, специальных химических составов.
Для минимизации негативного влияния санкций предприятие постоянно отрабатывает новые методики на альтернативных химических материалах. «Не сняли ни одного артикула с производства», — уверяет генеральный директор ОАО «МПКО».
Сейчас здесь активно проводятся работы по импортозамещению в части запасных частей для технологического оборудования. Оно в большинстве своем европейского производства. Но техническое обслуживание и ремонт, как оказалось, возможны и с использованием комплектующих из дружественных стран. Задача оказалась не самой простой, поэтому и занялись ей заранее, не дожидаясь поломок и возможных простоев.
Если говорить о перспективах, то они у белорусской кожевенной отрасли вполне уверенные. В стране есть хорошая отраслевая школа со своими традициями. Например, история МПКО началась почти 130 лет назад с небольших кожевенных мастерских. Возможно, в какой-то момент отечественные производители отстали от глобальной моды. Но уверенно наверстали упущенное. И до введения рестрикций наши кожи, в том числе высококачественные, дорогие, с финишной отделкой, приобретали в том числе солидные западные компании. И сейчас они пользуются спросом на мировом рынке.
и отечественных обувщиков, галантерейщиков, мебельщиков к сотрудничеству с белорусскими производителями. В итоге удалось создать фактически эффективный кластер. Взаимодействие с животноводческой отраслью дает обратную связь для повышения качества шкур: все-таки многое зависит от условий содержания животного. Совместная работа с потребителями кожевенных товаров создает синергию в повышении компетенций в части модных тенденций и движения спроса на рынке. И не только на внутреннем, но и на международных, так как значительные объемы белорусской обуви и галантерейных изделий экспортируются и конкурируют за потребителя за рубежом наравне с крупными компаниями и известными брендами. И по качеству зачастую нам удается выигрывать, в том числе и за счет высоких характеристик отечественной кожи.