Лошица
Итак, в минской Лошице в далеком уже 1995 году «на месте казни и захоронения жертв сталинизма по инициативе БНФ «Адраджэньне» и общества «Мартыралог Беларусi», действующего при «Таварыстве беларускай мовы iмя Францiшка Скарыны», по проекту художника Миколы Купавы был установлен деревянный Крест. «Ахвярам бальшавiцкага тэрору» — текст на перекладине».
Тут что ни название, что ни имя, то маркер. Маркер искажения истории, ее фальсификации или подмены. Однако крест стоит и посейчас, что добросовестно и зафиксировал наш читатель. После чего полез в интернет.
По запросу «лошицкий яр» выдается масса ссылок «экскурсионно-легкоусвояемого» характера. Типа вот таких: «На территории старого парка… — тропы, по которым гуляли Янка Купала и Винцент Дунин-Марцинкевич, места сталинских расстрелов, усадьба графа Любанского…» — отдых на любой, что называется, вкус. И кошелек.
Точно так же (и в те же времена, в конце 1980‑х годов), если кто помнит, устами Винцука Вячорки (отца Франака) была сложена «Сага аб анучы». Мол, лопнул мозоль на ноге князя… и взял он свою белую портянку с красною полосою, и вознес над головою, и пошли суполки в битву, и было это то ли под Оршей, то ли еще где, но наваляли тогда своим же братам, и с той поры бчб… с незапамятных времен…
А что бчб был за ночь нарисован недавним студентом — и сделано это было в Петрограде, в лучших традициях «последней ночи перед экзаменом», с простодушно-ученическим использованием флагов Речи Посполитой и Польши, — это в учебники истории «новай и прыукраснай Беларуси» не попало.
Зато вячорко-бнфовскую выдумку до недавнего времени можно было встретить в какой угодно литературе — от детской до научной, от учебников до фэнтези.
Постправда
Выдумка, если ее грамотно подать, а затем неустанно распространять, буквально «дзяўбцi» ею массовое сознание, превращается в миф. В легенду. В постправду. Которая лишь похожа на правду, будучи изначально лживой.
Именно так случилось с лошицкой «историей деда Зянона», которую тогда же (в конце 1980‑х) дисциплинированно подхватили и уже не выпускали изо рта сначала «нашынивы». Затем — «белсаты» и «тутбаи». Все, заметьте, скатившиеся в конце концов к экстремизму.
Вкратце дело было вот как, писал сам Пазняк, «тогда еще молодой археолог», спустя 10 лет. Уже начав раскопки в Куропатах, он привез археологов и в Лошицу (а так можно было?). Однако: «Калi я прыехаў з камандай архэолягаў, то не паверыў сваiм вачам… Яру не было. Яр, плошчай каля трох га, быў засыпаны мокрым галечным жвірам i ўтрамбаваны валкам. Узгоркi ссунутыя бульдозерам у яр, сад высечаны, яблыневыя дрэвы сьцягнутыя ў кучы».
Коварный КГБ опередил деда! Да как: «Старшыня прыгараднага калгаса быў вельмi зьдзiўлены, калi даведаўся, што яр засыпаны. Яшчэ два тыднi назад ён быў. Нехта прарабiў тытынiчную працу». Титаническую работу, однако, на самом деле проделали бнфовцы, распространяя свою ложь.
Почему ложь? «Потым я даведаўся, што некалькi месяцаў назад гэтую тэрыторыю забралi з калгаса i перадалi ў валоданьне гораду Менску. Цяпер гэта ўсё пакрыта асфальтам, стаяць аўтамабiлi, пабудаваная прахадная». То есть старшыня прыгараднага калгаса не только не знал, что в его колхозе работает куча строительной техники, но и не ведал, что у него территорию отобрали и месяца два как передали городу. И такие нестыковки у Пазняка — на каждой странице.
Подобные придумки, страшилки, пересказы баек, сказки и прочие измышления и являются той самой «доказательной базой», дошедшей, протащенной, донесенной до наших дней. И уже якобы не требующей верификации. Типа «всем известно, что…».
Но после Куропат она не пригодилась. А ведь «жертвы рыжыму» — они везде жертвы, не так ли? Вот и пришлось придумывать, как «горад хуценька пачаў тут рабiць стаянку для машын (на магiлах, на касьцях)». Знали бы бнфовцы про современные фейк-технологии, назвали бы парковку «Поедем постоим» — со всем вытекающим. Но времена тогда, надо признать, были детскими.
Хотя и тогда пакостили люди по-взрослому.
Ненависть
Чтобы не было иллюзий насчет всей той хевры (пазняков, вячорак и прочих наумчиков-дракохрустов), приведу несколько цитат, самолично написанных дедом в 1999 году. Когда стало уже очевидно, что у литовского «Саюдиса» получилось, а у его брата-близнеца БНФ (Белорусского народного фронта) — нет. Когда можно было бы и сменить — риторику. Образ мышления. Лживые аргументы, наконец.
Или продолжить тем яростней бороться против собственной бывшей страны (и народа), чем прозрачнее становилось: всю оставшуюся жизнь придется жить на западные подачки. На что дадут.
«Хатынь была спаленая ў вынiку сьвядомай, тыповай i прадуманай правакацыi савецкiх партызанаў. Такiх правакацыяў яны стварылi на Беларусi тысячы… Такiм чынам партызанскiя энкавэдзiсты i iх штаб у Маскве ўзбуджалi ў беларусаў нянавiсьць да немцаў».
«За вайну ў Беларусi было спалена больш 9‑цi тысячаў вёсак i iншых паселiшчаў. Вось такi вынiк расейска-нямецкай камунiстычна-фашыстоўскай супольнай працы па вынiшчэньнi беларусаў».
Они — такие вот, начинавшие как «сьвядомыя», — неизбежно заканчивают натуральным фашизмом. Земляным таким, портяночным, быдло-фашизмом. Как, например, те же Арсеньева с Кушелем — а вы разве видите принципиальную разницу?
«Рэдкая зьява, што ён быў мясцовы, бо ў НКВД на Беларусi былi амаль выключна расейцы».
«Жонку энкавэдзiста, якая зьвязалася з партызанамi, застрэлiлi немцы ў пачатку лiпеня 1944 года перад самай савецкай акупацыяй Менска».
«Першым законам, якi павiнна прыняць краiна, што вызвалiлася з-пад камунiзму, — гэта закон пра люстрацыi… Дзецi маральна адказваюць за забойствы бацькоў… яны не павiнны мець права працаваць у судах, працаваць ды выбiрацца ў органы ўлады i г.д.».
«Я ўвогуле ўсур’ёз неяк нiколi не задумваўся над зьместам бальшавiцкай прапаганды аб тым, што Пазьняк будзе «высяляць», «вешаць», «страляць», «саджаць», «забiваць» усiх рускiх, усiх ветэранаў i ўсiх камунiстаў» — и зря. А вот народ задумался — и с того момента бнфовцы больше никогда не набирали голосов больше статистической погрешности.
Нет ни желания, ни смысла проверять. И видно, и слышно, как ненависть просто хлещет через край. Ею они и живут.Это одно. А второе: нью-бандеровцы, эти новые укро-нацисты, наглядно показали нам, как это происходит не на словах, а вживую. Мусорки, приматывание, бессудные расстрелы, беззаконные посадки… — сами они, невероятные наши, может, и не стали бы пачкать рук. А может, и стали бы.
Внимание!
Еще один факт присылает читатель: летом 2022 года на архитектурном факультете БНТУ (кафедра «Архитектура жилых и общественных зданий») был допущен к защите диплом на тему «Музей памяти в г. Минске». Автор, обучающийся группы 11101116 Т. А. Макрусев, предлагает: «Дипломным проектом предполагается разместить на территории гаражного кооператива и автостоянки здание музея Памяти, посвященного репрессиям».
Жизнь студента еще, быть может, чему-то научит. Но почему это не сделали преподаватели? Руководитель диплома, консультанты, завкафедрой, ответственный за нормоконтроль, наконец? Специально не упоминаем здесь фамилии этих, наверное, хороших и заслуженных людей. Некоторые из них, кстати, были даже удостоены премии «За духовное возрождение».
Но это было в 2017 году. А сейчас — расслабились? Постарели? Стали безразличными? Махнули рукой? «Здание выполнено в форме расколотой пятиконечной звезды, одна часть которой уходит в рельеф Лошицкого Яра… поле вдоль аллеи усеяно бетонными блоками, символизирующими осколки звезды и каждую отдельную жертву репрессий» — а количество каждых отдельных блоков будете с Пазняком сверять? Он насчитает…
Прошлый год был Годом исторической памяти. Плохо умеют в историческую память на кафедре, констатирует наш читатель. И с ним нельзя не согласиться. И что — в Год мира и созидания будет так же? Не хотелось бы верить. Потому как тогда придется ведь восстанавливать справедливость.
Вот эти безразличие, лень, нежелание конфликта — или, говоря по-нашему, агульная млявасць i абыякавасць да жыцця — они многим белорусам присущи, чего греха таить. Надо заставлять себя, как сказано, «раздеваться и работать», в том числе и на кафедре архитектуры БНТУ.
А это ж подсудное дело, товарищи!
Вот на что хотел обратить внимание постоянный читатель газеты «СБ. Беларусь сегодня» Илья Б. И мы именно обращаем внимание заинтересованных лиц и отдельных ведомств.
Ибо накипело уже.