Как школьники сдают выпускные экзамены в условиях необычной эпидемиологической ситуации

Внимание, идут экзамены!

Вчера школьники по всей стране сдали первые выпускные экзамены. 11-й класс в этом году оканчивают 52,5 тысячи выпускников, а 9-й — 76 тысяч. Как проходят испытания в условиях необычной эпидемиологической ситуации, посмотрели корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня», заглянув на экзамены в могилевскую среднюю школу № 45 и гомельскую среднюю школу № 67.
Эпидситуация внесла коррективы в организацию выпускных испытаний

Экзамен сам по себе волнительное дело, а сложившаяся эпидобстановка добавила моменту «перца». В могилевскую сш № 45 без необходимости не попасть даже ученикам, внутри же можно находиться только в масках и перчатках. Все помещения здесь тщательно убирают несколько раз в день, но в целях безопасности на экзаменах за каждым классом закреплен свой кабинет, а за каждым учеником — своя парта.

Марина Василькова.
 
Председатель экзаменационной комиссии, заместитель директора по учебной работе Марина Василькова вводит в курс дела:

— На письменных испытаниях — это русский или белорусский язык на выбор и математика — мы рассаживаем детей по одному. Устные экзамены, такие как история Беларуси и иностранный язык, они будут сдавать группами по 5 человек. После каждой — обязательная влажная уборка.

Нарядные, с ручками наготове, ребята занимают свои места. Вглядываюсь в их лица, пытаясь прочитать эмоции.

Учитель русского языка и литературы Елена Коваленко читает экзаменационный текст изложения.

— Конечно, волнения не избежать, — помогает мне ученица 11 «А» класса Алеся Крепкая, мечтающая стать врачом, — но оно не захлестывает, не парализует. Я знаю, что сделала все от меня зависящее: повторила необходимый материал по русскому языку, хорошо выспалась и даже исполнила свой ритуал на удачу.
В средней школе № 45 Могилева обучается 2,5 тысячи детей. Здесь три 11-х класса и шесть 9-х — всего 219 выпускников. От экзаменов освобождены два одиннадцатиклассника.
Как только экзаменационная комиссия поздравила детей с важным событием в их жизни и пожелала удачи, все притихли в ожидании. И вот с экрана прозвучали тексты и задания — молодежь облегченно выдохнула и принялась за работу.

Дети в сорок пятой школе настроены на учебу. Многие целенаправленно два года готовились к поступлению в вузы. Анастасия Шаршукова планирует стать учителем начальных классов:

— Меня вдохновила бабушка Валя, которая работает в бобруйской школе. Маленькой я посещала ее уроки и была впечатлена, даже потом играла в учителя и учеников. А когда повзрослела, помогала пионервожатым в лагере, мне очень понравилось. Выяснила для себя, что легко нахожу общий язык с детьми.

Анастасия Шаршукова (на переднем плане).

В СШ № 45 есть два профильных класса — с медицинским и экономическим уклоном. Первый по субботам посещает медколледж, второй — факультет экономики и права Могилевского государственного университета имени Кулешова. Именно беседы с преподавателями вуза вдохновили Иларию Бобкову связать свою жизнь с юриспруденцией. Потенциальный медалист, победитель предметных олимпиад уверена в себе:

— Математика — мой любимый предмет, и я усиленно готовилась к экзамену. Педагоги подсказали, на какие моменты обратить внимание, поэтому настроение боевое, и не только относительно экзамена. Наше поколение толковое, знает, чего хочет и как этого достичь. Верю в себя и в товарищей, все у нас получится!
Понимая важность учебного процесса, около 80 процентов будущих выпускников СШ № 45 посещали уроки в четвертой четверти. Для остальных было организовано дистанционное обучение: молодой педколлектив быстро сориентировался в новых условиях.
Любовь СОЛОВЬЕВА.

solovieva@sb.by

Фото автора.

Основательно и деловито

Выпускные экзамены в СШ № 67 Гомеля — самой большой школе Гомельской области — стартовали вчера с математики и русского языка. Одни школьники 5 часов сражались с синусами и считали площади фигур, другие 4 часа писали изложение о Чехове. В этом учебном заведении сразу 10 выпускных классов: 7 девятых и 3 одиннадцатых.

 
Настроение в школе в эти дни сугубо деловое. Посторонним вход в здание воспрещен. Дело не только в сложившейся эпидемиологической ситуации, но и в необходимости дать учащимся возможность максимально сосредоточиться. Пару листочков для черновика и чистовика, ручка и багаж знаний — вот он, набор для экзамена. Одиннадцатиклассники не скрывают переживаний перед ответственным испытанием, но стараются сдерживать эмоции. Важно вспомнить, к чему и как готовились все 11 лет, признается Алина Титорович:

— По математике у меня средние показатели, надеюсь на благоприятный исход экзамена. Геометрия хромает, зато с алгеброй вроде проблем нет. Буду сначала решать более легкие задания, потом перейду к сложным. Надо постараться, ведь потом я хочу подать документы в медицинский колледж.


Математику в понедельник сдавали общеобразовательные классы. Есть в школе и выпускники, углубленно изучавшие русский и английский языки. У них испытание на повышенном уровне в соответствии с профилем: изложение о Чехове. Главное — знать механизм работы именно с такой формой экзамена, считает выпускница Екатерина Кравченко:

— Мы специально отрабатывали с нашим учителем написание изложения. Наверное, это в чем-то проще диктанта или сочинения. Есть заданная тема, нам читают текст. Но ты сам формируешь предложения, стараешься сделать их простыми — это позволяет минимизировать ошибки.

Екатерина Кравченко.

Школьники в аудиториях рассажены по одному. Дело не в только в мерах против коронавируса — важно, чтобы молодые люди не списывали друг у друга. Ради этого для проведения экзамена даже задействовали библиотеку, где места больше, чем в обычном классе.

Изложение, как и сочинение, лучше не списывать: это слишком заметно при проверке. Проще воспользоваться отработанной методикой, делится секретом опытный учитель русского языка и литературы Ирина Щербакова:

— Изложение читается два раза. В процессе первого прослушивания надо составить план текста. Во время второго — помечать необходимые ключевые слова. В итоге на «скелет» будущей работы нанизываются смысловые предложения с ключевыми словами. Кстати, в классах с углубленным изучением предмета на экзамен даются более сложные и объемные тексты.
Во время экзаменов в гомельской школе № 67 непривычно тихо в том числе потому, что весь учебный год очень оживленный. В учебном заведении работают инструментальные оркестры, ансамбли, хоры, танцевальные коллективы, а также функционируют спортивные классы.
Пока в классах шла напряженная работа, в кабинете директора школы царило неожиданное, на первый взгляд, спокойствие. Экзамены — приятное завершение напряженного года, с улыбкой замечает руководитель учебного заведения Алексей Чернышев:

— У нас учатся более двух тысяч детей, коллектив под 300 человек. Школа № 67 для Центрального района Гомеля — это большой творческий центр. Народные и образцовые детские коллективы — наша гордость. В школе функционирует собственный бассейн, обучаются спортивные классы по различным видам дисциплин. Поэтому год очень насыщенный, активный и яркий, а экзамены — это такая тихая, но ответственная прелюдия к большим каникулам.


Станислав ГАЛКОВСКИЙ.

Фото Ивана Яривановича.

galkovsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter