Ольга Кнороз – кулинар, работает заведующей баром в Речице. А все свободное время возится в мастерской, превращая иногда неприметные на первый взгляд деревяшки и разноцветную эпоксидную смолу в затейливые сувениры. В эксклюзив, повторить который точь-в-точь не получится, поэтому на поток такие изделия не поставишь. Хотя и сама ремесленница не спешит монетизировать увлечение. Свои работы она дарит родственникам и друзьям.
Сгодится любая коряга
Мы в уютной мастерской во дворе частного дома на окраине Речицы. В свете окна вьется золотистая древесная пыль, резко и вкусно пахнет деревом разных пород: ясенем, грабом, яблоней. О массивную, как львиная лапа, ножку стола трется черно-белый котенок. Хозяйка рассказывает:– Собираем, например, дрова для костра. Оп! Вот эта деревяшка нам может для чего-нибудь сгодиться, ее в огонь не бросаем. Для чего она понадобится, сначала нам и самим непонятно. Пень вот недавно старый выкорчевали. Или как-то за грибами поехали – ни одного не нашли. Зато привезли целый багажник всяких коряжек. Потом такие случайные находки обязательно идут в дело.
Пару лет назад все эксперименты Ольги были по большей части кулинарными. Она всю жизнь в этой профессии: сначала работала поваром, потом стала руководителем бара «Белоруснефти» в Речице. Казалось бы, где котлеты с пирожками, а где лесные коряги? Связь все же есть: объединяет профессию с хобби любовь к эстетике и творчеству. Сначала древесно-эпоксидная тема увлекла ее мужа Максима. Спустя время подтянулась и Ольга. Стала заглядывать в мастерскую, чтобы помогать, а затем поспорила с ним, мол, сама сделает разделочную доску. Со временем и вовсе «отжала» для себя часть площади. Это шутка, конечно. Супруги просто любят все делать сообща. Тем не менее из этой мастерской ремесленница скоро переедет в новую – она строится здесь же, за домом. Во второй половине здания будет летняя кухня. Для хозяйки это идеальное зонирование.
– Пару недель назад нашла в дровнике дощечку интересной формы, залила ее люминофором (веществом, способным преобразовывать поглощаемую им энергию в световое излучение) и сейчас покажу вам волшебство, – интригует нас мастерица и достает разделочную доску оттенка морской волны.
Нам она кажется прозрачной, хотя на самом деле просто отражает свет. Действительно похоже на магию. Таких изделий с сюрпризом здесь много, мой фаворит – ночник, который мерцает приглушенным синим цветом.
Из смолы и дерева получаются красивейшие изделия
Без сучка и задоринки
На входе в мастерскую – огромный слэб (широкий продольный или поперечный срез дерева для создания столов, лавок, столешниц, кофейных столиков. – Прим. «ЗН»). Такие заготовки семья заказывает в Бресте и Гродно. Из этой, например, планируется сделать кухонный стол – он будет в виде окруженного океаном острова. А уж спилов для будущих светильников, мисок, дощечек, вешалок, скамеек, часов – сотни. Причем добывают все эти природные материалы мастера не всегда сами. Иногда затейливо изогнутые сучки и испещренные бороздками, будто морщинками, коряги несут друзья и соседи. Супруги всему этому рады, потому что их фантазии точно хватит на то, чтобы достойно огранить любой брусочек.
– Близкие знают о нашем увлечении, поэтому собирают для мастерской шишки, сушат цветы, а с отдыха везут ракушки и морские звезды, – перечисляет Ольга, а затем выкатывает на край широкой полки круглую метровую раму под зеркало из спила дерева. – Уже вижу, как оно будет висеть в прихожей. Сейчас как раз занимаемся обустройством дома. А вот из этого брусочка сделаем барометр для бани.
Ольга любит выполнять сложные кулинарные заказы
Каждое изделие выполнено (конечно, со скидкой на мой непрофессиональный, но все же творческий взгляд) безукоризненно. В прямом смысле без сучка и задоринки.
Творческий азарт
Вся самая тяжелая черновая работа – притащить доски, брусья, спилы, профрезеровать их – достается мужу. Чем ценнее порода, тем сложнее обработка: через высокопрочную древесину фрезерный станок идет трудно. Шлифовка болгаркой и заливка эпоксидной смолой чаще обязанности Ольги:– У всех друзей есть наши разделочные дощечки из дерева и эпоксидной смолы, но вот знаете, что обидно? Они ими не пользуются: жалеют и боятся испортить красоту. А вот зачем? Они очень прочные! Ну а если что – сделаем еще.
Масло для обработки изделий мастера раньше покупали. Теперь делают сами. Основные компоненты – натуральный воск и льняное масло.
В руках ремесленницы – очередная деревяшка.
– Скорее всего, сделаем из этого фонарь на стену в ретростиле, вкрутим в него лампочку Эдисона, – на ходу определяет предназначение невзрачного на первый взгляд бревна Ольга.
– Делаем смолу – для каждой цели своя консистенция. Например, чтобы залить стол, готовим более жидкую – она должна проникнуть в каждую пору дерева. Такая смола будет застывать три-четыре дня. Процесс создания крупного изделия долгий, сложный, но тут включается творческий азарт – он дает и силы, и энергию, и терпение.
Почти все в доме, начиная от барельефов на стенах и завершая полками и вешалками, сделано руками супругов. Не отстает и их сын Ваня. Сейчас ему 11, а когда было шесть, он сам сколотил табуретку. Правда, сидеть на ней родители не рискуют, но в качестве приятного напоминания о столярном дебюте ребенка супруги хранят ее в мастерской.