Белорусская цементная компания наращивает объемы производства

Вместе надежнее

В августе холдинг БЦК, помимо профессионального праздника — Дня строителя, отмечает еще одну важную дату — 10‑летие со дня своего создания. О результатах деятельности рассказал «СБ. Беларусь сегодня» генеральный директор управляющей компании холдинга Александр Довгало.

Конкуренты стали командой

БЦК сегодня объединяет более 20 предприятий, где трудятся свыше 8,5 тысячи человек. Фундамент холдинга составляют три головных предприятия: ОАО «Белорусский цементный завод», ОАО «Кричевцементношифер» и старейшее — ОАО «Красносельскстройматериалы», которое 9 августа отметит 110 лет.

Производственная мощность цементных заводов холдинга БЦК более 5 млн тонн цемента в год. Кроме цемента, компания производит продукцию самого разнообразного спектра: блоки из ячеис­того бетона, силикатный кирпич, железобетонные изделия, известь, мел, сухие строительные смеси, отвечающие всем требованиям мирового рынка.

Заводы работают стабильно с максимальной загрузкой производственных мощностей. По итогам 2023 года она составила 98,2 процента. А в первом полугодии выросла более чем на 8 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2023‑го.

— Объединение всех производителей цементной отрасли в Белорусскую цементную компанию позволило предприятиям не только выжить в сложных условиях современной геополитики и рынка, но и успешно развиваться, — считает Александр Довгало. — Благодаря налаживанию кооперационных связей между производствами сохраняются профессиональные компетенции. Если раньше белорусские заводы были конкурентами, сейчас мы все одна команда с общими целями. Всегда есть возможность выехать друг к другу за опытом, посмотреть технологические тонкости, услышать совет коллег.

Инвестируем в будущее

На протяжении десяти лет Белорусская цементная компания совершенствовала техническое оснащение, чтобы соответствовать современным тенденциям в отрасли. Внедрены аппаратно-технические решения, которые обеспечивают бесперебойную работу и эффективное взаимодействие между управляющей компанией и предприятиями, входящими в состав холдинга. Это гарантирует, что все подразделения работают как единое целое.

Ежегодно объемы инвестиций в развитие предприятий холдинга увеличиваются. За 10 лет общая сумма составила более 240 миллионов рублей.
В ближайшие пять лет будет проведена масштабная модернизация заводов. Она коснется трех цементных производств, шести заводов по производству железобетонных изделий, а также пяти заводов, выпускающих газосиликатные блоки.
Основная задача, которая будет решена в процессе масштабной модернизации, — это снижение себестоимости продукции. Достигнуть этого планируется за счет сокращения потребления топливно-энергетических ресурсов и оптимизации технологических процессов.

Ориентир — на восток

В 2022 году связи поставок были разорваны экономическими санкциями, пришлось искать новые рынки сбыта.

Потребовалось не так уж много времени, чтобы найти альтернативных поставщиков сырья и заказчиков готовой продукции в Российской Федерации. Но если заводам в Кричеве и Костюковичах было экономически выгодно возить оттуда сырье и поставлять продукцию, ведь они расположены на восточных границах, то для ОАО «Красносельскстройматериалы» такой поворот повлек бы рост себестоимости готовых изделий из-за увеличения транспортных затрат. Удержаться на плаву помогло грамотное управленческое решение. Это предприятие стало работать строго на потребности внутреннего рынка. А два других завода обеспечивают запросы внешнего.

— Российская Федерация сегодня наш главный экономический партнер, — подчеркивает Александр Довгало. — В этом году основные регионы поставок — Москва и Московская область, Центральный и Северо-Западный федеральные округа.

Чтобы максимально приблизить продукцию к потребителю, в Подмосковье к 2030 году будет построен производственно-логистический комплекс БЦК «Содружество», где смогут трудоустроиться порядка 100 человек. Объем инвестиций оценивается в 2 млрд российских рублей. В состав нового предприятия войдут терминал для приемки цемента железнодорожным транспортом и его хранения с последующей отгрузкой в автотранспорт, заводы по производству товарного бетона, сухих строительных смесей и железобетонных изделий, линия по тарированию цемента и складские помещения. Создание комплекса обеспечит постоянное наличие продукции холдинга в регионе продаж и создаст более выгодные логистические условия для российских партнеров. Продукция будет поставляться в регионы России и страны СНГ.
К слову, с использованием белорусского цемента возводятся новые станции Санкт-Петербургского метрополитена, инновационного центра «Сколково», высокоскоростная трасса Москва — Санкт-Петербург. На нем строятся ледовые дворцы, «свечки» небоскребов, гостиничные комплексы в Москве и многие другие знаковые объекты страны-соседки.

Успех определяет логистика

Результативное продвижение продукции на внешний рынок невозможно представить без продуманной логистики. С каждым годом активизируется интенсивность грузоперевозок на восточном направлении. Чтобы расширить возможности экспорта, в марте 2022 года в БЦК создали управление логистики. В 2023 году в Москве открыли торговый дом «БЦК-Союз» и стали развивать товаропроводящую сеть, что позволило не только вернуть объемы сбыта продукции до введения санкций, но и серьезно их превзойти. Красноречивая, согласитесь, цифра: в 2023 году предприятия БЦК отгрузили на внешний рынок 2 миллиона 313 тысяч тонн цемента, что на треть больше, чем в 2022‑м.

Ежегодно увеличиваются объемы внешних поставок товаров в долларовом выражении. За 10 лет экспорт увеличился в 2,3 раза.
Сегодня Белорусская цементная компания самостоятельно управляет почти двумя тысячами железнодорожных вагонов, из которых более 1100 находится в собственности. А совсем недавно стали курсировать 15 маршрутных поездов БЦК, которые в течение месяца совершают до 30 отправлений в Россию.
— Помимо собственного парка, мы стали привлекать вагоны-хопперы для перевозки цемента у других собственников, брать минераловозы в долгосрочную аренду, — конкретизирует генеральный директор холдинга. — С учетом оптимизации и увеличения количества маршрутных поездов в первом полугодии поставки цемента в Россию составили 1 190,8 тыс. тонн, или 103,5 процента к аналогичному периоду 2023‑го. Кроме того, в текущем году существенно нарастили внешние поставки блоков из ячеистого бетона в Российскую Федерацию — плюс 53,6 процента.

Благодаря развитию собственного железнодорожного парка предприятия холдинга оказывают полный комплекс услуг по доставке продукции с помощью этого вида транспорта до конкретного места назначения, которое удобно потребителю.

УНП 192039638 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter