Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Категорически настаиваю на активизации мелиорации. Все должно быть направлено на это. Мы теряем огромные площади, тысячи гектаров. Они начали зарастать хмызняком. А завтра из него вырастут никому не нужные деревья (леса у нас хватает, дай бог его переработать). Мелиорация, содержание земель, повышение плодородия — это задача государственной важности.
Белорусский козырь
Более полувека назад переувлажненные земли занимали в Беларуси около 8 миллионов гектаров, или 40 процентов ее территории. Болотистую целину освоили в 60—90-х годах прошлого века.Благодаря этому произошел настоящий прорыв в белорусской экономике, на карте появилось 17 новых поселков, построенных мелиораторами среди некогда непроходимых топей, дороги и другая инфраструктура, 16 водохранилищ, водохозяйственных комплексов с рыбхозами, для многих белорусов были созданы здоровые условия жизни. Импульс в развитии получила торфяная и лесная промышленность, рыбное и особенно сельское хозяйство.
Глава государства, как никто другой, понимает, что мелиорированные земли — наше богатство, поэтому он настаивает на активизации процесса восстановления выпавших из севооборота гектаров. О чем Президент заявил на совещании о текущей ситуации в агропромышленном комплексе 29 апреля этого года.
В 15 районах республики осушенные массивы составляют более 50 процентов сельхозугодий. Понятно, для аграриев поддержание их в исправном состоянии — альфа и омега производства.
Беларусь — единственная постсоветская республика, которая практически в полном объеме сохранила свой мелиоративный комплекс. Во всех других произошло значительное сокращение мелиорированных земель. Сейчас идет тенденция на их восстановление. В России на эти цели выделены большие инвестиции. В Прибалтике привлекают гранты Евросоюза. В Беларуси все мелиоративные системы находятся в собственности государства. В чем есть свои преимущества.
У нас обслуживание целой системы идет в комплексе, так как восстанавливать отдельные элементы бессмысленно. В прибалтийских странах, где вместе с землей в частные руки переданы и мелиоративные сети (в среднем у фермера до 300 гектаров), их ремонт осложнен. Всем землепользователям надо договариваться между собой о выделении каждым суммы средств на предстоящие работы.
Мелиорированные земли занимают почти 2,9 миллиона гектаров. Здесь получают более 60 процентов зеленых кормов, а это продовольственная безопасность, молоко и мясо, приносящие в казну 3,4 миллиарда валютной выручки в год.
Водные финансы
Между тем недофинансирование комплекса — проблема и наших мелиораторов. Недостаток средств привел к тому, что мелиоративные системы, как сообщили в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, на площади 276,3 тысячи гектаров и 363 крупных водорегулирующих сооружений нуждаются в реконструкции… Часть земель, требующих восстановления, заболочена повторно, из строя вышли как открытая сеть, так и дренаж, фактически необходимо вторичное их осушение. А это совсем другие деньги — около 3,5 тысячи рублей на гектар.Чтобы поддерживать системы в более-менее исправном состоянии, финансы перенаправляются на ремонтно-эксплуатационные работы — очистку от заиления, косьбу откосов каналов и прилегающих участков, удаление древесно-кустарниковой растительности. Обрисовывает современную ситуацию в этой сфере главный инженер «Белводхоза» Сергей Назарук:
— В приоритете и восстановление гидротехнических сооружений. Особенно актуальна проблема для Брестской и Гомельской областей, где задержание влаги — задача номер один. Большая работа там проведена в первом квартале: по сути, закрыли годовые показатели.
Все нормативные сроки эксплуатации мелиоративной системы, еще советского наследия, подходят к критическим, бьют тревогу специалисты. Если ее не восстанавливать, в ближайшем будущем ожидаются большие проблемы: площадь систем, нуждающихся в реконструкции, составит миллион сто тысяч гектаров. Передача каналов на баланс ПМС остается острой и открытой проблемой. Как и изношенность парка машин и механизмов предприятий мелиоративного комплекса. Слово директору Института мелиорации НПЦ НАН Беларуси по земледелию Александру Анженкову:
— Мы понимаем, что лишних денег в бюджете нет, поэтому в первую очередь рассматриваются ресурсосберегающие проекты по реконструкции. Нового осушения практически не ведется — лишь до 10 тысяч гектаров в пятилетку, только по отдельным экономически обоснованным проектам. К примеру, рядом с населенными пунктами или с крупными животноводческими комплексами, чтобы не было большой дальности транспортировки кормов.
Сейчас активно разрабатываем новые технологии диагностики. В мелиорации объекты труднодоступны — подземный дренаж, подводные шлюзы, трубы-переезды, трубы-регуляторы. Именно для таких элементов создан ряд технических средств, которые позволяют и в трубу заглянуть, и под воду, и в просто опасные для нахождения человека места. На водоспусках, шлюзах, к примеру, где скорость воды превышает 60 километров в час. Приборы позволяют увидеть элементы, которые в ремонте не нуждаются.
Удачный эксперимент
Еще одна разработка института — перевод каналов в трубопроводы большого диаметра. В прошлом году по заданию «Белводхоза» запроектированы и построены местной ПМК на мелиоративной системе «Нератовка» в Октябрьском районе четыре экспериментальных объекта с применением полимерных колодцев-регуляторов: засыпали четыре канала, пустили воду в трубы, увеличили площадь полей. С одной стороны реки Нератовки там уже посеяли травы, с другой — озимые. Посевы хорошо перезимовали и развиваются. Колодцы-регуляторы поддерживали устойчивый уровень воды в открытых каналах при переувлажнении, а трубопроводы обеспечили ее сброс прошлой осенью и нынешней весной.Площадь контура полей увеличена в четыре раза, на них легко проходит современная мощная техника с широкозахватными агрегатами, а значит, выше примерно на 20—25 процентов стала ее производительность. Снижаются затраты и на уход за мелиоративными каналами.
В этой пятилетке мелиораторы планируют повсеместно перейти на устройство современных облегченных водорегулирующих сооружений из полимерных материалов, которые дают максимальный эффект по сохранению водозапасов и требуют минимальных затрат в эксплуатации. Системы будут оптимизироваться под широкозахватную технику с четкими контурами полей. Все будет делаться для удобства аграриев и повышения эффективности сельского хозяйства.
Но обязательное условие окупаемости всех проектов — грамотная агротехника и севооборот на таких полях. Затраты могут окупаться только высоким урожаем.
ДОСЛОВНО
Александр Анженков, директор Института мелиорации НПЦ НАН Беларуси по земледелию:
— Основные массивы, требующие мелиоративного внимания, обработаны: в Беларуси — это 35 процентов площадей. Наша страна относится к зоне неустойчивого водного режима: периоды избытка влаги сменяются ее недостатком. Современные климатические вызовы повышают требования к техническому состоянию мелиоративных систем, особенно осушительно-увлажнительных, более 90 процентов которых расположено в южных районах Гомельской и в Брестской областях. В республике они работают в сложнейших условиях — от затопления территорий в периоды весеннего паводка до необходимости обеспечивать задержание влаги в летний период. В этой связи особенно остро встает вопрос их технического состояния и управляемости, а значит — своевременной реконструкции, модернизации и обслуживания. Наши земли надо сохранять в обязательном порядке не только потому, что были изначально большие вложения — вплоть до 7 тысяч долларов на гектар. Важен момент и продовольственной безопасности, сейчас речь идет об обеспечении экспортно ориентированного производства.
КСТАТИ
Площадь мелиорированных земель в мире превысила 250 миллионов гектаров, из них две трети приходится на Европу и Северную Америку. Наибольшее преобразование сельхозугодий проведено в Китае (75 млн га), США (70 млн га) и Индии (60 млн га).
В ТЕМУ
В Минске Комаровское болото тянулось от Парка Дружбы народов до одноименного рынка буквально до начала 70-х годов прошлого века и являлось научно-производственным участком Института мелиорации. Ученые его исследовали, осушили и отвоевали это место у природы для столицы. А в парке и теперь можно увидеть остатки мелиоративных каналов, когда-то отводящих избыточную воду.