Завершение мирового экономического кризиса сказалось и на продовольственном рынке планеты. Ооновская продовольственная и сельскохозяйственная организация ФАО несет для нас благую весть: мировые цены на продовольствие в 2017 году подскочили до максимума 2014-го. И если сахарные котировки в минувшем году откровенно посыпались, то цены на молочную продукцию и мясо значительно возросли. Для нашей страны это означает многое.
Вначале немного сухой цифири.
В 2017-м индекс продовольственных цен ФАО, которая отслеживает международные рыночные цены по пяти основным продовольственным группам, вырос на 8 процентов до 174,6 пункта.
Путь на мировой рынок извилист, но белорусская молочная река постоянно набирает мощь и повышает свой качественный уровень
В 2016 и 2015 годах этот показатель составлял 161,5 и 164 пункта соответственно. Конечно, пока еще это не те почти 230 пунктов, которые были рекордом в докризисном 2011 году. Но уже кое-что. Например, индекс цен на мясо в минувшем году прибавил 9% до 170 пунктов. Наибольший рост в этой категории продемонстрировали цены на баранину, а вот темп повышения цен на свинину, мясо птицы и говядину был менее значительным.
Но нас особенно интересует ценовая ситуация с молочкой. Тем более что в 2017-м наша страна впервые за время своего суверенитета увеличила средний удой от коровы до 5 тонн. Так вот, и в экспортном отношении дела здесь идут во всех смыслах как по маслу. Среднее значение индекса мировых цен на молочную продукцию в 2017 году составило 202,2 пункта — это почти на треть выше, чем было годом ранее. Больше всего подорожало сливочное масло, в меньшей степени — сухое цельное молоко и сыры.
Конечно же, это провоцирует и обострение конкуренции на молочном рынке планеты. Недавний доклад Еврокомиссии настораживает: развивающиеся страны в ближайшем будущем станут стимулировать рост производства молока. Ожидается, что к 2030 году его мировое производство превысит 1 миллиард тонн. При этом, как ни странно, в огромном Китае ожидаемый уровень роста производства молока будет относительно небольшим — по 700 тысяч тонн ежегодно. А вот на долю Индии придется 35 процентов скачка. Еще шире разольются “молочные реки” в Пакистане и в странах Восточной Африки. И даже в развитых государствах Евросоюза ожидаемый рост (в среднем 1,4 миллиона тонн в год) прогнозируется выше, чем в основных молочных конкурентах ЕС — Новой Зеландии и США.
В такой ситуации вывод напрашивается сам собой: осваивая новые рынки сбыта, нам ни в коем случае нельзя терять и традиционные. Этому всецело способствует и складывающаяся конъюнктура цен и потребностей. Например, невзирая на рекордные урожаи последних лет, емкость российского рынка АПК по-прежнему не исчерпана. Получивший широкую известность благодаря предстоящим президентским выборам в России руководитель подмосковного ЗАО “Совхоз имени Ленина” Павел Грудинин не скрывает:
— У нас “бумажное” зерно. Это значит, что иногда бункерный вес не совпадает с реальным после обработки. Второе.
Я всегда спрашиваю: если у нас такое количество зерна, то за последние 20 лет сколько новых элеваторов мы построили? И где хранится это зерно? Я как специалист могу сказать, что очень много зерна сгниет, не дожив до следующего урожая. Так было и в прошлом году. А новых мощностей для хранения зерна, для перевалки, вывоза у нас нет. Вместо обещанных российских продуктов нам опять завезут заморские за нефтедоллары.
Кроме того, нашим производителям вновь стал интересен и украинский рынок. В прошлом году Украина вышла на третье место по экспорту белорусских сельскохозяйственных товаров — после России и Казахстана. Сюда реализовано нашей аграрной продукции на треть больше, чем было в 2016-м. Выручка — 26 миллионов долларов. И основной прорыв — именно по молочке, давшей более половины от этой выручки. Рост ее экспорта в Украину, причем в широком ассортименте (сухое молоко, сыры, творог, масло, цельномолочная продукция), превысил 73 процента. Косвенно об успехе говорит даже курьезный факт: недавно Служба безопасности Украины обезвредила в Нежине подпольный цех, производивший фальшивое сливочное масло с этикетками “Сделано в Беларуси”. Причем по тонне ежесуточно. А ведь подделывают, как известно, лучшее.
С другой стороны, традиционные рынки также подвержены конкуренции. В России доходы от экспорта зерна (более 20 миллиардов долларов) превысили в 2017-м выручку от всегда прибыльной продажи оружия (16 миллиардов долларов). Этот фактор нашим сельхозпроизводителям стоит учитывать все более тщательно. Как и ту аксиому, что в конкурентной борьбе все средства хороши.
В том числе и транснациональное кооперирование даже вопреки санкциям. Немецкая газета Handelsblatt опубликовала недавно показательный материал о крупном бизнесмене из ФРГ Штефане Дюрре, исполнительном директоре фирмы “Валльдорфский Экозем-Аграр ГмбХ”: “Он стал крупнейшим российским производителем молока с 340 000 гектаров сельскохозяйственных угодий и 99 000 коров, из которых 45 000 — это молочные. Российское сельское хозяйство давно уже стало магнитом для олигархов, которые до этого занимались в основном промышленным сектором”. Одну из причин тому объясняет изданию другой немецкий бизнесмен: он “похвально отзывается об огромном потенциале сбыта в России, а также о ставшем возможным в результате деятельности нового Евразийского экономического союза беспошлинном экспорте”. Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов советует нашим аграриям кое-что перенять из западного опыта:
— Хороший пример работы — стратегия производителей из ряда стран Евросоюза, попавших под жесткие российские санкции. Большинство этих компаний буквально в течение трех-четырех месяцев открыли новые каналы для сбыта и успешно там работают. Многие из них несколько потеряли в рентабельности, но выжили и продолжают развиваться. Более того, в Евросоюзе, по данным Еврокомиссии, экспорт сельхозпродукции вырос за последний год на 1,6 процента.
Впрочем, как показывают цифры, и отечественные сельхозпроизводители в шапку не спят. Минсельхозпрод отмечает, что даже без учета поставок в Россию экспорт нашей продукции на рынки СНГ возрос в прошлом году вдвое. Как, кстати, и в США. Основным же драйвером диверсификации экспорта были и остаются страны Азии и Океании. Флагманами являются Турция, Китай и Грузия. А по целому ряду стран — Вьетнаму, Гонконгу, Катару, Монголии, Саудовской Аравии, Сирии — преодолен знаковый рубеж в один миллион долларов. По итогам 2017 года положительная динамика наблюдается даже на сложном и серьезно защищенном рынке Евросоюза. Здесь лидерами в потреблении нашей сельхозпродукции являются Польша, Литва и Германия. Все это для давно обеспечившей свою продовольственную безопасность и наращивающей экспорт продукции нашей страны — невероятная, долгожданная и целиком заслуженная удача.
Компетентно
Леонид Заяц, министр сельского хозяйства и продовольствия:
— Мы подошли к цифре 5 миллиардов долларов валютной выручки, увеличив ее по отношению к прошлому году на 650 миллионов долларов. Открыли для себя новые перспективные рынки — 18 новых стран, с которыми мы сегодня сотрудничаем. И, безусловно, не ослабляем наш традиционный российский рынок, куда поставляем около 89 процентов всей продукции. До 2020 года нам необходимо существенным образом поправить дела в агропромышленном комплексе. Во-первых, поднять производительность труда не менее чем в 1,3 раза. Во-вторых, стоит
задача увеличить объемы производства основных видов продукции, загрузить перерабатывающие предприятия, тем самым обеспечить внутренние потребности в продуктах питания. А излишки в сумме 7 миллиардов долларов мы должны реализовать за пределы государства. И, естественно, необходимо поднять материальное благосостояние тружеников агропромышленного комплекса.
Урожай под одеялом
Усилившиеся морозы в нашей стране не нанесли вреда озимым зерновым.
Такая информация размещена на сайте Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Минприроды. Со второй половины января перезимовка озимых культур проходит в условиях зимнего характера погоды. Но снежный покров защищает озимые от морозов.
Источник: БЕЛТА
osipov@sb.by
Конъюнктура мировых цен на продовольствие открывает перед белорусским АПК широкие возможности
Вкус экспорта
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.