65 лет комедии «Неподдающиеся»

«Витя, сделай тете ручкой!»

Режиссеру Юрию Чулюкину киносудьба улыбнулась с самых первых шагов в профессии: окончив ВГИК, он устроился работать на «Мосфильм», где и снял своих знаменитых «Неподдающихся» — комедию, ставшую классикой советского кино.


Сюжет для фильмов 1950‑х — начала 1960‑х годов на самом деле характерный: неравнодушная комсомолка Надя Берестова по искренней доброте и наивности берет на поруки двух молодых лоботрясов, работающих с ней на одном заводе: вполсилы, попивая и не особо стремясь к качественному труду. Искренней и ответственной девушке предстоит много претерпеть от этих хулиганов!

Сценарий драматурга Татьяны Сытиной под названием «Жизнь начинается» был, с точки зрения руководства киностудии, идеален для молодого режиссера: никаких подводных камней, одобренная тема, и даже если снимет средненько, то картина с воспитательным подтекстом все равно будет полезна. И можно было бы состряпать скучную производственно‑педагогическую жвачку, но Юрий Чулюкин сделал ставку на таких же молодых артистов и как‑то незаметно и неожиданно превратил назидательное повествование в веселую комедию.

Красавчик Юрий Белов (по сценарию — главный лоботряс по фамилии Грачкин) уже активно снимался и, несмотря на молодость, успел приобрести известность. За его плечами были «Весна на Заречной улице», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», обаятельного артиста публика, особенно женская ее часть, полюбила. «Неподдающиеся» стали еще одним весомым кирпичиком в фундаменте его популярности. Кроме того, параллельно востребованный актер, как настоящий Фигаро, снимался в роли адъютанта Белова в советско‑чехословацких «Майских звездах» у режиссера Станислава Ростоцкого, в роли Васи Патефона в фильме «Жажда» вместе с Вячеславом Тихоновым и в картине «Строгая женщина» у режиссера Иосифа Шульмана на «Беларусьфильме». Все эти киноленты вышли в 1959 году, так что лицо Белова практически не сходило с афиш и экранов.


Алексей Кожевников, которого Чулюкин пригласил на роль лоботряса номер два Громобоева, такими успехами похвастаться не мог — всего несколько раз снимался в эпизодах. Именно «Неподдающиеся» стали отправной точкой в его карьере. Кожевников учился в Ленинградском военно‑механическом институте, затем ухитрялся сниматься, работая параллельно на заводе инженером‑конструктором, и только после успеха фильма Чулюкина окончательно решил посвятить себя кинематографу: устроился штатным актером на «Ленфильм», став одним из тех, кого принято называть королями эпизода.

Надежда Румянцева с начала 1950‑х играла в театре и довольно часто снималась, в основном в детских фильмах — этому способствовала сама фактура актрисы: маленький рост, круглые наивные глаза, задорный голосок. Однако заметных ролей у нее не было: не статная, не бог весть какая красотка, обычная девчонка, каких много ходит по улицам, да еще и этот крошечный рост... Режиссеры просто не видели в ней главную героиню! 
Именно Чулюкин сделал Румянцеву настоящей звездой, сняв сперва в «Неподдающихся», а год спустя — пригласив на главную роль в своем новом фильме «Девчата», который ждал сумасшедший успех и поистине всенародная любовь.
Кинокарьера Юрия Никулина с «Неподдающимися» также пошла в гору. В свое время он мечтал о театральных подмостках и радовался предложению сниматься в кино. «Вспоминая о работе в этой картине, я всегда с благодарностью и признательностью думаю о Юрии Чулюкине. Готовя свой первый полнометражный фильм, он не забыл меня и пригласил сниматься», — рассказывал позже Никулин. А заметил его Чулюкин в 1957‑м на съемках картины «Девушка с гитарой», где работал ассистентом: Никулин играл в ней неудачливого пиротехника. И хотя «Девушка с гитарой» провалилась и была изругана критикой, маленькая роль Никулина запомнилась начинающему режиссеру.


После успеха «Неподдающихся» на Никулина буквально посыпались предложения сниматься. Так что не зря артист отказывал себе в отдыхе и жертвовал общением с семьей, с трудом ухитряясь совмещать выступления на цирковом манеже с киносъемками. Каждые выходные он ехал из Ленинграда в Москву: сниматься и придумывать для своего героя, пьяницы Клячкина, новые актерские повороты...

Конечно, Юрия Чулюкина так с ходу не отпустили в свободное плавание: за съемками наблюдал опытный художественный руководитель, следивший, чтобы молодая команда нигде не напортачила. 
Съемочная группа изо всех сил стремилась соблюсти изначальный серьезный воспитательный настрой, все смешные моменты вырезались при монтаже. Даже песня в фильме — и та производственная, под названием «Родной мой завод». Но в итоге у Чулюкина все‑таки получилась веселая комедия.
Юрий Никулин в своих мемуарах вспоминал: «После озвучивания, перезаписи, когда воедино сводят шумы, музыку, речь актеров, первую копию фильма решили проверить на зрителях и повезли ее в клуб «Трехгорки». На первом же просмотре, к удивлению съемочной группы, публика стала смеяться. Назначает Надя Берестова свидание двум поклонникам — сразу возникает смех. Прыгает с вышки Грачкин в трусах — в зале хохот. И все эпизоды с Клячкиным вызывали веселое оживление в публике. Тогда мы поняли — получилась комедия. На моей памяти это первый и пока единственный случай, когда создавали серьезный фильм, а вышла комедия. Многим знакома обратная ситуация: создают комедию, а зрители ее смотрят в унынии. Пришлось искать другое название. «Жизнь начинается» для комедии не годилось. Вспомнили, что в одном из эпизодов героев фильма называют неподдающимися, и решили дать картине новое название — «Неподдающиеся».
Фильм, от которого изначально не ждали многого, внезапно выбился в десятку лидеров советского кинопроката, показав впечатляющие результаты и заняв 9‑е место: дебютную работу Чулюкина в кинотеатрах посмотрело 30 миллионов зрителей! 
Критика тех лет отнеслась к комедии тепло и благосклонно: способность режиссера говорить с юмором о серьезных темах была оценена по достоинству. Так, известный советский критик Майя Туровская писала: «Удивительно приятно увидеть на экране комедию, в которой комедийные положения не выдуманы и не вымучены, а вот так естественно и просто слагаются из повседневности, из всем знакомых дел и забот, из встреч и столкновений обычных людей, а не блуждающих из фильма в фильм кино­звезд. Как приятно, думаете вы, что на экране этот талантливо‑озорной и нахальный Толя Грачкин и некинематографически наивная, до слез беспомощная Надюша Берестова (Н. Румянцева)… Все это забавно без затей, остроумно без натуги, и вы уже не раз мысленно обратили свои комплименты к автору сценария Т. Сытиной и режиссеру Ю. Чулюкину. Ведь хорошая комедия — это такая желанная гостья на наших экранах! <…> Фильм доказал, что в современной комедии можно обойтись без банальных трюков, только бы не изменяло авторам чувство живого, естественного...»

В 1960 году «Неподдающиеся» были показаны на Всесоюзном кинофестивале в Минске: Юрий Чулюкин из триумфальной поездки на кинофорум привез первый приз, а Надежда Румянцева и Юрий Белов — вторые премии за актерскую игру.

КСТАТИ

В начале фильма мы видим, как хулиган Грачкин по дороге на работу виртуозно бьет чечетку — так вот, мастером степа оказался отнюдь не популярный актер Белов. Оператор снимал ноги режиссера: Чулюкин был непревзойденным чечеточником!


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter