Форум возможностей
Самое масштабное мероприятие в выставочной индустрии планеты. Именно так можно охарактеризовать Всемирную выставку «Экспо-2020», которая 1 октября начала свою работу. На протяжении 182 дней страны-участницы представляют свои новейшие изобретения и технологии, самые прогрессивные достижения. В прошлом году она не состоялась из-за пандемии COVID-19. Экспозицию перенесли, и у стран было больше времени, чтобы подготовить свои стенды и удивить посетителей. Отметим, нынешняя выставка стала первой в таком формате в регионе Ближнего Востока, Африки и Южной Азии. Интерес к мероприятию — колоссальный. По данным организаторов, к середине ноября достигнуто невероятное количество посещений — 3 578 653 человека. При этом виртуальные посещения уже превысили 15,7 миллиона.Официальной площадкой для размещения выставочного центра «Экспо-2020» стал новый Dubai Trade Center площадью 438 гектаров. В этом крупнейшем событии выставочной индустрии наша страна представлена Национальной экспозицией Республики Беларусь с собственным павильоном площадью более 1400 квадратных метров, который открылся 29 сентября.
На Всемирной выставке «Экспо-2020» в Дубае наша страна представлена Национальной экспозицией с собственным павильоном площадью более 1400 квадратных метров.
О том, что подготовили белорусские производители для посетителей белорусского стенда, а также об ожиданиях от участия в «Экспо» нам рассказал заместитель Генерального комиссара секции Республики Беларусь на «Экспо-2020» — генеральный консул Беларуси в Дубае Евгений Лазарев.
— Евгений Викторович, белорусский павильон работает почти два месяца. Сколько людей его уже посетили?
— На сегодняшний день белорусский павильон на «Экспо» уже посетили около 150 тысяч человек. Мы рассчитываем, что к концу выставки наш стенд посетит не менее миллиона человек. Это очень важно, так как большинство посетителей — это те, кто о нашей стране узнает что-то новое либо слышит впервые. В этом и заключается основное предназначение «Экспо»: рассказывать посетителям о других государствах, которые находятся за тысячи километров. Это позволяет сближать народы, налаживать экономические и другие виды связей. И мы считаем, что это очень важно.
— А что привлекает посетителей белорусского павильона?
— В первую очередь хорошее расположение нашего павильона и необычный дизайн. Он оформлен в виде здания, символизирующего лес, который в местных широтах и регионе встречается редко. Это что касается внешней стороны. Что касается внутреннего обеспечения — в павильоне и взрослые, и дети (как представители местного региона, так и других стран) смогут для себя найти что-то интересное. Причем как представители местного региона, так и других стран. У нас сочетаются экономика, наука, технологии, а также вещи, интересующие более широкий круг посетителей: туризм, искусство, инновации. Поэтому динамичная гамма экспонатов и тематическое наполнение нашего павильона позволяют людям достаточно комфортно ощущать себя здесь и одновременно узнавать что-то полезное с точки зрения жизненных и практических подходов. Кроме того, у нас функционирует магазин, где представлено около 30 белорусских брендов — от продуктов питания до кожгалантереи. Товары пользуются спросом у местного населения. Мы представляем продукцию, которая раньше никогда не продавалась в ОАЭ, и рассчитываем, что как в ходе выставки, так и по ее итогам целый ряд линейки товаров, представленных в магазине, очутится на полках ОАЭ и других стран региона.
Немаловажно, что мы делаем то, чего не делают многие другие павильоны. У нас достаточно разнообразная культурная программа. Практически каждый месяц к нам на неделю прибывают творческие коллективы из Минска и областей, выступающие на специально оборудованной рядом с павильоном сцене. Такие концерты привлекают большое количество посетителей. И у людей появляется возможность поближе познакомиться с белорусской культурой.
У гостей белорусского павильона есть возможность познакомиться с экономическим потенциалом нашей страны.
— Какие первые результаты достигнуты? Проявляют ли интерес инвесторы к Беларуси, с какими предложениями приехали наши предприятия на «Экспо»?
— Самый главный результат, который ожидает каждая страна от участия в таких выставках, — чтобы как можно больше людей узнали о государстве: от политики и экономики до культуры и спорта. Это очень важно, так как выставка «Экспо» в регионе Восточной Азии проводится впервые. Не секрет, что большое количество жителей этого региона не слышали о Беларуси. Мы рассчитываем, что по итогам участия нашей страны в данном мероприятии в ОАЭ количество людей, которые не просто знают о Беларуси, но и будут знать в деталях (чем мы привлекательны и что можем дать миру), значительно вырастет.
Если говорить о практических аспектах, у нас программа участия в «Экспо» выстроена таким образом, чтобы мы не только показывали статичную экспозицию, но и наполняли ее новыми элементами. Ежемесячно свои экспозиции представляют регионы и Минск. Уже прошли презентации Витебской области и Минска, мы ожидаем приезд Минской области. Регионы показывают свои разнообразные возможности. Есть тематическое наполнение по линии наших отраслей. В частности, недавно прошли презентация и дегустация продукции предприятий концерна «Белгоспищепром». Вскоре на презентацию приедут предприятия нефтехимической отрасли во главе с концерном «Белнефтехим». Также запланировано проведение дней туризма и дней науки.
Мы рассматриваем наш павильон и наше участие как площадку для проведения встреч и переговоров между белорусскими производителями и заинтересованными бизнесменами и предприятиями из ОАЭ. И что важно — из других стран. На «Экспо» представлены практически все страны мира и происходит бизнес-мэтчинг. Например, концерн «Белгоспищепром» на площадке нашего павильона подписал ряд соглашений, которые начнут реализовываться еще до окончания выставки. Таким образом, предприятия и отрасли могут на безвозмездной основе на нашей площадке не только презентовать свои возможности, но и провести деловые встречи и переговоры.
Всемирная выставка, являясь одним из самых крупных инвестиционно-деловых мероприятий последних лет, позволит существенно продвинуть торгово-экономические и инвестиционные отношения Беларуси как с ОАЭ, так и с другими странами региона.
— Какие ожидания от проведения Дня Республики Беларусь на «Экспо»?
— Традиционно национальный день, который проводится каждой страной на «Экспо», — это кульминация запланированных мероприятий в плане участия на выставке. Беларусь не является исключением. Мы очень хорошо подготовились. Помимо протокольных традиционных мероприятий, связанных с презентацией нашей страны, посещением руководства ОАЭ белорусского павильона, запланировано проведение Белорусского инвестиционного форума. Интерес к мероприятию огромный. Ряд бизнесменов и потенциальных инвесторов не только из ОАЭ, но и из других стран уже зарегистрировались. Белорусские участники также достаточно активны. У нас будут представлены различные сферы экономики — от логистики, производства продуктов питания до IT-сектора. Мы рассчитываем, что данное мероприятие, которое за последние годы станет одним из самых крупных инвестиционно-деловых, позволит существенно продвинуть торгово-экономические и инвестиционные отношения как с ОАЭ, так и с другими странами региона. Мы стараемся делаем все возможное, чтобы создать максимально комфортные условия для всех участников с целью обмена предложениями и для сотрудничества.
Учитывая, что регион обладает большим экономическим потенциалом, максимально стремимся задействовать все возможности для активизации сотрудничества по различным сферам. Основные соглашения и договоренности планируется заключить во время инвестиционного форума. О конкретной сумме говорить пока рано. Но тут важны не цифры. В первую очередь мероприятие направлено на рекламу наших возможностей. Белорусские экспортеры рынок ОАЭ рассматривают в качестве одного из основных хабов. Это касается и пищевой продукции, и нефтехимической. Постепенно мы приходим к тому, что ОАЭ становится основным инвестиционным и экономическим партнером на Ближнем Востоке. И поэтому форум, помимо практического наполнения, будет играть роль знакомства потенциальных партнеров с белорусской продукцией и возможностями нашей страны. Мы рассчитываем, что данное мероприятие для многих бизнесменов станет отправной точкой для укрепления торгово-экономических и других видов сотрудничества.
И еще один важный момент. Национальный день Республики Беларусь предусматривает насыщенную культурную программу. Будет проведен вечерний гала-концерт на центральной площади и точечные выступления в различных частях выставки и белорусском павильоне. Все это призвано популяризировать Беларусь. Мы надеемся, что, открыв для себя нашу страну, гости захотят ее посетить либо начать деловые отношения с белорусскими партнерами.
Динамичная гамма экспонатов и тематическое наполнение нашего павильона позволяют людям достаточно комфортно ощущать себя здесь.
Высокое качество, доступность и экологичность
Тема белорусского стенда на Всемирной выставке «Экспо-2020» — «Лес технологий будущего». Посетители узнают, что Беларусь — это страна не только с богатыми природными ресурсами, но и высоким уровнем развития человеческого потенциала, который является основой для создания инновационных продуктов. Экспозиция разделена на несколько зон: интерактивный коридор, Export.by, «Инновации и инвестиции», «Двери в Беларусь», «Спорт и туризм», сувенирный магазин и зона развлечений. А маршрут павильона построен на концепции трех «И» — «Инновации. Инвестиции. Индивидуум».Свои новинки и хиты белорусской пищевой промышленности на мировом форуме уже успешно представили предприятия концерна «Белгоспищепром». Коллективная экспозиция объединила ведущие предприятия отрасли: «Спартак», «Слодыч», «Коммунарку», «Красный пищевик», «Гамму вкуса», Городейский сахарный комбинат, Минский завод игристых вин, «Минск Кристалл», Минский маргариновый завод, табачную фабрику «Неман». Высокое качество, доступность и экологичность — все это бренд Made in Belarus. Белорусские предприятия представили эксклюзивную продукцию с учетом особенностей региона. Специально для потребителей с Ближнего Востока привезли шоколадные конфеты и фигуры в форме верблюда, чипсы со вкусом чили и лайма, кебаба, соли и уксуса, кокосовое молоко и ореховые напитки, табак для кальяна, рассказал заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Александр Яковчиц:
— В портфеле концерна уже восемь соглашений и контракты на более чем 1,5 миллиона долларов. Предприятиями концерна подписаны контракты на поставку растительного масла, джемов, кондитерских изделий, табачной продукции, а также соглашения и меморандумы о сотрудничестве с компаниями из ОАЭ, Саудовской Аравии, ЮАР и Китая. Проявлен большой интерес к нашей продукции. Мы видим, что «Экспо-2020» — это площадка возможностей. Весь мир конкурирует здесь, и мы горды тем, что наша продукция востребована и узнаваема. Мы уже осуществили первые поставки на 500 тысяч долларов в страны Персидского залива. Большой интерес видим к кондитерским изделиям, детскому питанию, рапсовому маслу. Уверен, этот форум даст нам дополнительный толчок в освоении рынков стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Гости белорусского павильона смогли ознакомиться с продовольственным потенциалом страны и продегустировать продукцию предприятий концерна. Особым вниманием со стороны гостей была удостоена новая линейка медовой продукции ОАО «Красный пищевик» — «Крем-мед с добавлением сублимированных ягод». В частности, в компании Bright Act Middle East рассказали о возможностях взаимодействия с белорусскими производителями:
— Сегодня у нас есть хорошая возможность вживую пообщаться с производителями продуктов питания из Беларуси. Мы провели переговоры со многими фабриками, включая кондитерские и консервные. Мы надеемся на хорошую кооперацию с белорусскими производителями. У нас уже есть успешный опыт сотрудничества с предприятием концерна, а сегодня мы подписали новое соглашение с еще одной кондитерской компанией.
К слову, во время мирового форума многие белорусские производители смогли найти потенциальных партнеров. В частности — директор Минского маргаринового завода Андрей Гончаров:
— Расширение географии поставок и поиск новых партнеров подтолкнули наше предприятие присутствовать на высокорейтинговой международной выставке в Дубае. И нам удалось заключить договор и намерение о сотрудничестве с рядом компаний. Мы довольны данным мероприятием и уверены: результаты будут налицо в ближайшее время.
На презентации коллекции изделий из белорусского льна.
Беларусь — модная
Национальный день Беларуси 22 ноября обещает стать ярким событием в работе павильона.Изюминкой культурной программы будет показ коллекции женской льняной одежды «Хваля», который подготовили «Центр моды» и Государственный академический ансамбль танца Беларуси.
— В коллекции «Хваля» представлены натуральные аутентичные материалы, в основе которых — белорусский лен. Дополненный шелком, кружевами и флористическими аппликациями лен обретает легкость и воздушность, подчеркивая свою благородность и ценность, отшлифованную веками, — рассказывает пресс-секретарь концерна «Беллегпром» Марина Васькевич. — Коллекция получила название «Хваля» как эфемерный символ движения воды, полей и лесов от ветра. Подобные образы воспеваются белорусскими писателями и поэтами десятилетиями. Коллекция — это размышления ведущего дизайнера «Центра моды» Антона Ярощика на тему белорусского народного костюма. Кружево цвета сырого льна, платья и блузы сдержанных природных оттенков, напоминающие цвет молодых колосьев, гладь воды и крылья лесных птиц, декорированы многочисленными цветочными элементами. Ведь цветок — лаконичный символ природы, беспредельности ее совершенства, эмблема круговращения — рождения, жизни, смерти и возрождения. Цветы олицетворяют красоту, природную невинность, божественное благословение, весну, молодость, доброту, радости рая, но также и краткость бытия. Силуэтные решения в коллекции тоже базируются на основе национальных традиций, где женский костюм имеет свободные А-образные силуэты с подчеркнутой линией талии, декорированной поясами. Мне кажется, что коллекция по своей философии и цветовым решениям прекрасно вписывается в общий концепт павильона «Лес технологий будущего».
Кстати, одежда для сотрудников офиса комиссара секции Республики Беларусь на «Экспо-2020» изготовлена дизайн-центром «Камволь» и «Свитанком». В сувенирном магазине национального павильона представлена продукция брендов «Купалинка» и «Брестские», в том числе легендарные «консервированные носки».
Отметим, что деловой календарь участия Беларуси на всемирной выставке довольно насыщенный. 24 ноября состоится презентация экспортных возможностей предприятий нефтехимической отрасли страны, 6 декабря пройдут дни Минской области. 24 января свой потенциал представит Брестская область. Предусмотрены презентации туристического и экспортного потенциала региона, ознакомление с инвестиционными проектами ведущих предприятий области. Ожидается VR-презентация инновационного проекта SMART BREST и ознакомление с инвестиционным проектом будущего развития Бреста «Речной жемчуг». Кроме того, запланированы переговоры B2B и G2B. В следующем году состоятся также презентации Гродненской, Могилевской и Гомельской областей. Намечаются дни туризма Беларуси и белорусской науки.
sichevich@sb.by