Приятельница рассказала про свою подругу-знакомую - и по жизни, и в соцсетях. Та – вся такая сьвядомая-сьвядомая, выключна-моуная, упарта прынцыповая, знаете такой типаж. И вот знакомая зачем-то полезла посмотреть профили ее «фейсбучной свиты», зацепило, видно, что-то в комментариях. Так вот: половина тех патрыётау со свободой прямо в лейкоцитах, живет за рубежом, не меньше. И в свободное время (много его, что ли? или нечем заняться?) они пишут пра сумленне да высокiя iдэялы.
И ругмя ругают нашу Беларусь. Кстати, а с какого времени это почему-то стало имманентным ингредиентом любого интеллектуала-патрыёта? Почти анонимно и живя за границей – как удобно! Правда же, удобно вам там, герцены вы наши и таракановы княжны? Нашу Беларусь клянут, а не «свою» – вот почему. Потратил кучу времени, чтобы точно выяснить: про страну нынешнего пребывания такие пишут скудно. Сдержанно. И коротко – если вообще пишут.
Как же так, сетевые демократы с либерализмом на все чело? Ведь страны бывают разные, нет среди них идеальных. Люди – тоже, и мамы у всех - разные. Зачем же свою маму поносить чуть не на всех углах, чужим тетям при этом говоря danke schön, s'il vous plaît и excuse me? Неяк гэта сорамна, цi вы навогул забылiся на паняцце? А потом еще что-то лепечете про «годнасць»…
Знаю почему. Потому что никогда (ни-ког-да) вы не станете ментально своими для немцев и французов, испанцев и англичан. Обратных примеров полно: от Иван Иваныча (Витуса Ионассена) Беринга до Михайлы Богданыча (Михаэля Андреаса) Барклая де Толли. А других история пока что не знает. И дети ваши – не станут. И вы тоже это знаете, хотя старательно прячете. Психолог сказал бы, как взрослую травму. Прячьте, конечно. И продолжайте ощущать кожей: начни вы что-то говорить местным, как им надо бы жить, – больно получите по рукам. Очень больно. Очень-очень. Вот вы и компенсируете, как заключил бы психотерапевт, к которому вы (и снова – никогда) не пойдете на прием.
Но, быть может, вы собираетесь с силами, чтобы признать крупную ошибку и вернуться домой? Стыдно-то как, понимаю, что соседи скажут, пережить придется, но – не бойтесь. Никто вам не будет вспоминать всю ту желчь, потому что мы же – памяркоуныя. А мама – мама всегда простит.
Зачем я написал предыдущий «щемящий» абзац? А мне их, правда, жалко. Сидящих на западной съемной квартире и рассуждающих о «маёй Беларусi». Живущих на зарубежные гранты и волнующихся о средней зарплате в стране. Заменивших жизненные впечатления фейсбучными лайками, а реальные своими руками сделанные улучшения – непрерывной борьбой с теми, кто их делает. Потому что - не так, неправильно, почему у меня не спросили, душа же болит за страну… И злюсь я на них, и жалко, потому как не чужие, свои.
Та подруга, сказала знакомая, периодически чистит свой фейсбук от несогласных с ней подписчиков. Не от спамеров – от спорящих. Осуществляя тем самым «естественный отбор» в своей свите – то есть на самом деле примеряя на себя роль демиурга. Смотрите, как легко нынче в интернете стать этакой боярыней со своей дворней – и не только в своих глазах, но и почти на деле. Однако – виртуально.
Виртуальность застит глаза, выключает разум и искажает жизнь. Интернет вдруг переполнился сообщениями: «Двести человек прошли в Куропатах крестным ходом». Причем одни там были – атеисты, другие – с собачками, третьи не отрывались от телефонов. Окститесь! И что такое «крестный ход», и как он проводится, и сколько истинно верующих на него собирается – сходите посмотрите на Пасху. А до того не грешите сами и некоторым отцам грешить не дозволяйте!
Одно хорошо: понятны размеры таких вот крестноходящих виртуальных свит. Это, как они сами и подсчитали, пара сотен человек. И пока они там старательно играют в «у кого свита длиннее», можно их, действительно, и пожалеть. Но только пока из виртуальности они это не тащат в нашу реальную жизнь.
mukovoz@sb.by