Виктор Вуячич был аристократом сцены

Cегодня известному белорусскому артисту исполнилось бы 80

Это была пара на загляденье. Она — красивая и изящная, он — высокий и статный. В начале шестидесятых Светлана уже известная солистка ансамбля танца, Виктор еще начинающий певец. Потом уже они одновременно поднимались по творческой «лестнице», хотя делали карьеру отдельно друг от друга. Стали «народными» и не мыслили свою жизнь без сцены. Светлана Семеновна и сегодня не сидит без дела, по-прежнему работает в Государственном ансамбле танца. Признается, что это в том числе помогает отвлечься и от горьких мыслей о потере мужа. Виктора Вуячича не стало почти пятнадцать лет назад. А ведь сегодня дружной семьей, с сыном и двумя внуками, они могли бы отмечать его восьмидесятилетие.

— Это незаживающая рана, — Светлана Семеновна сразу дает понять, что воспоминания о муже по-прежнему бередят ее душу. Прошло много лет, а ее голос и сейчас дрожит. — Говорят, время лечит… Но мне кажется, что эта боль — на всю жизнь. Я вспоминаю его каждый день.

Их квартира с тех пор не очень изменилась. Светлана Семеновна бережно хранит то, что осталось от мужа. На стене — пейзаж, написанный артистом, здесь же, в комнатах, хранятся его фотографии, награды, пластинки. Но хозяйка редко достает их. Признается, что без повода не включает диск с голосом мужа. Тяжело слушать. Если передают по радио или телевидению его песни, глаза на мокром месте.

— У нас была счастливая семья. Некогда было ругаться и спорить. Мы наслаждались каждой минутой, что были вместе. Знаете, с Витей даже молчать было интересно. Да, у нас, как и в каждой семье, случались разногласия, недопонимания, но это такие мелочи. Вот, например, муж очень любил дачу, постоянно выискивал новые удобрения, что-то высаживал, а я никогда не любила копаться в земле. Но это никак не мешало нам быть вместе.

Может быть, все дело в том, что это была нетипичная семья? Оба — творческие личности, причем каждый успешный в своем деле. Она — прима Государственного ансамбля танца, он — солист ансамбля песни и танца Белорусского военного округа. Постоянные концерты, гастроли. Они не виделись неделями. Рекорд — восемь месяцев. Сохранился в памяти Светланы Семеновны момент, когда они разминулись в небе. Ее самолет брал курс на Америку, а он возвращался с гастролей по Африке.

Но при первой возможности Вуячич всегда мчался к жене. Для него расстояние не было преградой. Если было свободное время, покупал билет на поезд или самолет — и вперед. Даже если не было денег, одалживал и ехал. Кстати, и из музыкального училища его отчислили за то, что он сорвался накануне защиты дипломной работы и приехал к любимой в Евпаторию, где гастролировал ее ансамбль. Она тоже иногда ездила к нему на концерты.

Одну поездку Светлана Семеновна запомнила на всю жизнь. Шел 1966 год. Ансамбль танца гастролировал на Дальнем Востоке. Из Минска приходит письмо: муж собирается участвовать в 1-м Всесоюзном конкурсе эстрадной песни. Жена покупает ему синий костюм и отправляет его домой. Сама ехать в Москву не собиралась. Волновались оба. Вуячичу предстояло выйти на одну сцену с Кобзоном, Мулерманом и другими, к тому времени уже известными, исполнителями. Жюри возглавлял Леонид Утесов. Молодой белорусский певец надеялся пройти два тура, подготовил песню «Память сердца» Игоря Лученка и Михаила Ясеня, о третьем и не мечтал. Но когда узнал эту радостную новость, позвонил: «Приезжай!»

Публика тоже была в восторге. Никто и подумать не мог, что победу отдадут представителю Беларуси, но это факт.

Этот конкурс сделал Вуячича известным на весь Союз. Приглашения на гастроли посыпались и из-за рубежа. В Москву вообще по три-четыре раза в месяц мотался.

— А никогда не было мыслей уехать из Минска? — этот вопрос задаю не случайно. Во-первых, Виктор Лукьянович не белорус: родился в Харькове, детство провел на хуторе в Краснодарском крае. В Минск попал случайно, после службы на Балтийском флоте, где, кстати, солировал в военном ансамбле, не захотел возвращаться в родной дом, выбрал Беларусь. Во-вторых, жизнь Вуячичей в столице в то время никак не назовешь устроенной: семья с маленьким ребенком ютилась в общежитии.

— Нам сто раз предлагали. Но вариант с заграницей мы сразу отвергли. Про Москву думали. Точнее, Витя думал. Я сказала «нет». Даже несмотря на то, что там нам давали жилье. Да и директор Ленинградского мюзик-холла приезжал за нами с ключами от квартиры. Но я — белоруска, у меня никогда и мыслей не было покинуть свою страну. Витя пытался меня переубедить, но в итоге остался в Минске.

Просто он очень ее любил. Это, впрочем, и неудивительно. На стройную симпатичную танцовщицу заглядывались многие. К тому же она была еще и талантлива. Но свое сердце отдала молодому артисту.

— На мое тридцатилетие Витя сделал мне подарок, который я запомнила на всю жизнь. Он был на гастролях в Ялте. Звонит, поздравляет и рассказывает, где в доме лежит подарок для меня — это было кольцо. Потом: «Самолет прилетит сегодня в аэропорт Минск-1 в такое-то время. Приди обязательно. Стюардесса тебе что-то передаст». Я пришла, а из самолета выносят мне тридцать роз! Они были невероятной красоты. Оказалось, что Витя купил их в Симферополе у селекционера. Таких цветов в Минске тогда еще не было.

С нежностью вспоминает Светлана Семеновна еще один эпизод сорокалетней давности как еще одно подтверждение их трепетных отношений.

— Я всегда боялась ходить по темным улицам. Поэтому после поздних выездных выступлений муж встречал меня в условленном месте. Однажды наш ансамбль поехал с концертами по деревням. Витя, как и мужья других наших девочек, должен был стоять около цирка в полночь. Но в тот раз автобус задержался, и мы приехали в назначенное место в третьем часу ночи. Был сильный мороз. Думали, что никто из мужей не дождется. Но, когда подъехали к цирку, увидели Витю: в дубленке, шапка завязана под подбородком. Замерз, но не ушел, дождался.

Вуячич во всем был основательный, в том числе и в выборе песен. Поэты и композиторы любили приходить в их дом, частыми гостями были здесь Игорь Лученок, Василий Соловьев-Седой и другие. В семидесятые-восьмидесятые ведь многие авторы писали именно для Виктора Лукьяновича. Но он не хватался за все без разбору, тщательно работал над текстом и музыкой. Сегодня вдова с легкой улыбкой рассказывает, как даже признанные композиторы приходили в их дом с одной мелодией, а уходили с другой.

— Его любимой песней была «Если б камни могли говорить». Впервые исполнил ее в начале семидесятых в Бресте — зал встал. Она нравилась не только Вите, но и слушателям. Думаю, они и сегодня с удовольствием бы приходили на его концерты. Что бы он пел? Современные патриотические песни. Ведь он полюбил Беларусь, как свою родину.

--------------------------------

Александр ТИХАНОВИЧ, народный артист:

— Мы прекрасно общались с Виктором Лукьяновичем, у нас были общие интересы — музыка. Помню Вуячича, когда он еще пел в ансамбле песни и пляски. Тогда он был восходящей звездой, но не было сомнений, что станет ярким артистом. Хорошо помню, как невозможно было купить билет на концерт Вуячича во Дворце спорта. Он тогда выступал с ансамблем «Тоника», где работали Юрий Антонов, Олег Жуков, Аркадий Эскин — тоже все большие музыканты. Это ведь целая эпоха в советской эстраде.

Есть у меня и личная благодарность Вуячичу. В 1974 году «Верасы» были одними из претендентов на поездку на Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Он отстаивал перед комиссией именно наш коллектив. Виктор тогда имел очень большой вес в музыкальных кругах, к нему прислушались и отправили нас в Москву. Мы вернулись лауреатами конкурса, в чем не последнюю роль сыграл и Вуячич. Он всегда был яркой личностью, принципиальным и честным человеком.

Анатолий ЯРМОЛЕНКО, народный артист:

— Я часто вспоминаю Виктора. Всегда наблюдал за его поведением на сцене, да и в жизни. У него было чему поучиться. Вуячич — человек с чувством юмора, самокритичный, всегда элегантный. У его жены Светланы всегда был отличный вкус, она одевала его в костюмы, каких ни у кого не было. Очень хорошая была семья. Мы всегда 11 июля собирались у них в квартире, отмечали день рождения, да и вообще мы часто там гостили. Я всегда считал Виктора своим близким другом.

Он был очень талантлив. Считаю, что Вуячич первым расширил границы белорусской песни. Он был первым гастролером из нашей страны, кто собирал залы по всему Союзу. Вуячича есть за что любить и уважать. Я и сегодня во многом следую тому, чему учил этот великий человек.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter