В нынешних конфронтационных условиях акценты конгресса несколько сместились, но в целом мероприятие не потеряло ни в экспертности, ни в глубине обсуждаемых вопросов. Логично, что с уходом с площадки западных аналитиков больше внимания уделено интеграционным процессам в Большой Евразии. В 2023 году завершается реализация 28 союзных программ, обозначивших основные приоритеты экономической интеграции России и Беларуси на трехлетний период. Этой теме была посвящена крупная панельная дискуссия, участники которой не только расставили приоритеты будущих кооперационных связей, но и очертили круг узких моментов, которые, говоря современным экономическим новоязом, необходимо расшить в краткосрочной перспективе.
Новое понимание кооперации
Тон панельной дискуссии «Союзное государство: стратегия взаимодействия Беларуси и России» задал первый заместитель Премьер-министра нашей страны Николай Снопков. Несмотря на позитивный ритмичный темп создания и выполнения союзных программ, первый вице-премьер указал на несколько аспектов деятельности экономической интеграции, которые требуют активного ускорения.— Анализ показывает, что наша двусторонняя торговля комплементарна только на 44 процента, к сожалению. Это не очень высокий показатель, который свидетельствует о конкуренции между нашими странами и создании дублирующих производств. При этом их создание продолжается.
В последние годы формируется новое понимание межстрановой кооперации в торговле и инвестициях, когда привычные формы простой интеграции товарных рынков уже изживают себя. Они хороши, важны, но это сегодня дополнение к той глубине интеграции, к той глубине сотрудничества в рамках Союзного государства, которая формируется на повестке дня,— заострил внимание Николай Снопков.
Первый вице-премьер говорил о том, что создание кооперативных цепочек и рекордный рост товарооборота между странами, безусловно, позитивные маркеры сотрудничества. Но все же сторонам требуется поднятие планки ожиданий в современном содержании интеграционных процессов, база для которых — новые уровни технологического развития. Аналогия с тем, что нужно быстро бежать, чтобы просто остаться на месте, напрашивалась сама собой. В качестве одного из настораживающих моментов Николай Снопков обозначил взаимные инвестиции: несмотря на разность масштабов национальных экономик, инвестиционный поток из Беларуси в Россию превысил инвестиции, двигающиеся в обратную сторону.
Сделано в Союзном государстве
Вице-премьер Правительства России Алексей Оверчук сосредоточился на взаимных достижениях прошлого года. Он справедливо отметил, что в 2022 году торговый баланс, если не принимать во внимание торговлю энергетическими товарами, сложился в пользу Беларуси. Да и товарооборотом в 50 млрд долларов можно гордиться: это примерно четверть от взаимной торговли России и Китая.А с марта прошлого года наблюдается взрывной рост торгового оборота между регионами: 2300 контрактов на общую сумму 63 млрд российских рублей.Сейчас стороны вполне определенно говорят о создании в ближайшей перспективе общего товара Союзного государства.
— Мы достигли взаимопонимания в вопросах формирования единой политики в промышленности, сейчас идут активные обсуждения по выработке подходов к единой политике в области АПК, подписано базовое соглашение о единой промышленной политике и рамочное по вопросам признания технологических операций. Что имеет перспективу выхода на продукцию, которая будет уже признаваться продукцией Союзного государства, — констатировал Алексей Оверчук важную веху в развитии кооперации.
Что стоят услуги?
Впрочем, отметили участники дискуссии, общего союзного товара пока нет, а ряд барьеров в кооперационной деятельности еще есть. Однако сопредседатель рабочей группы высокого уровня, посол Беларуси в России Дмитрий Крутой уверенно сообщил, что проблема существующих барьеров вполне решаема. Он констатировал, что в отношениях ведомств двух стран давно нет «упертости» в принципиальных вопросах, а компромиссы находятся гораздо быстрее.— Если у нас действительно получится выйти на реальный правильный учет технологических операций, защиты тех или иных сырьевых компонентных и прочих товаров в кооперационных проектах двух стран, то это будет огромным прорывом, — уверил Дмитрий Крутой, и его позиция представляется вполне оправданной.
На протяжении последнего года стороны нашли развязки, казалось бы, в самых непробиваемых вопросах, как в той же вечной теме каботажных перевозок. Сам же Дмитрий Крутой повернул дискуссию в несколько неожиданное русло, акцентировав внимание не только на торговле товарами, но и незаслуженно забываемом часто обмене услугами. А их общий оборот по 2022 году почти 6 млрд долларов. Взрывной рост! И темпы увеличения отрасли в первом квартале 2023‑го — 31 процент, практически вдвое выше, чем рост в обороте классических товаров. При этом то, что в лидерах этой отрасли транспортные услуги, ожидать было можно.
А вот взлет взаимодействия IT-кластеров несколько удивил даже специалистов.— Буквально за год и несколько месяцев там взаимная кооперация больше 1 млрд долларов. Очень многие регионы России говорят об этой теме именно как о ключевой в повестке дня, — сказал Дмитрий Крутой и выразил уверенность, что реализация перспективных проектов в IT и грузоперевозках уже через 2 — 3 года способна сильно потеснить в финансовом выражении торговлю классическими товарами.
Первым делом — самолет!
Но все-таки главный тренд сегодняшнего дня в экономическом сотрудничестве Беларуси и России — технологическая кооперация. Найдены способы финансирования таких проектов, а деньги делают чудеса. Как о реалистичной цели на конгрессе говорили об авиастроении в Беларуси:— Что важно — это запустить проекты в области авиации и станкоинструментальной промышленности. В частности, по организации на территории Беларуси производства 19‑местного турбовинтового самолета на базе 558‑го ремонтного завода и шлифовального оборудования на базе станкозавода «Красный борец» и других, — сказал заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.
Минпромторг в целом отмечает значительный рост активности на отраслевом уровне: в области сельхозспецмашиностроения участвуют в общей сложности 20 российских и более 50 белорусских предприятий, отметил Виктор Евтухов. Серьезные программы заработали в машиностроении: МАЗ и КамАЗ разрабатывают программы замены импортных комплектующих, включая коробки передач. БЕЛАЗ испытывает новый двигатель производства российского «Трансмашхолдинга» для 220‑тонного самосвала. Разрабатываются планы модернизации белорусского завода «Интеграл»: на его площадке планируется выпускать электронную компонентную базу и начать производство не менее 100 новых изделий взамен ушедших с союзного рынка зарубежных партнеров.
— В прошлом году 141 процент, а в нынешнем 152 процента составил рост товарооборота, который касается промышленной кооперации, — проинформировал первый заместитель министра промышленности Беларуси Александр Огородников. — А по-хорошему, если бы не то, о чем мы говорили ранее (барьеры и прочее), то мы могли бы, наверное, иметь двукратный рост как по прошлому году, так и по текущему. Это вот те неиспользованные возможности, которые нам надо как бы добирать. Основные направления — это сельхозмашиностроение и автомобилестроение. И производство средств производства.
На выставке ИННОПРОМ в июле будем подписывать программу, которую мы сделали по станкостроению. Это тот кирпичик, которого нам не хватает, чтобы двигаться дальше.korotkin@sb.by