Иллюстративное фото
Он подчеркнул, что это субъективные оценки, основанные на личном анализе и наблюдениях, и они могут расходиться с данными официальной статистики. Ее результаты идут всегда с временной задержкой, и их с нетерпением ждут игроки турсферы, чтобы понимать тенденции в отрасли в целом и перестраивать свои стратегии исходя из этого.
– Чтобы проявлять гибкость на рынке, приносить больше валютной выручки, привлекать больше туристов, работать с большей маржинальностью, нужно владеть оперативной статистикой хотя бы за девять месяцев. Такая есть у каждого предприятия, но в целом по стране сказать достаточно сложно, – отметил Филипп Гулый.
Он поделился некоторыми наблюдениями:
– Из того, что мы видим по членам союза (санатории в расчет не берем), понимаем, что мало у кого из объектов размещения средняя загрузка в этом году превышала 75 процентов. Но мы понимаем, что у большого количества загрузка не превышает 50 процентов, у кого-то ниже 45 процентов. Соответственно, возможности для роста есть. При этом в России, которая в последние годы поставляет основную часть въездного турпотока, за счет мер поддержки отрасли растет номерной фонд – более чем на 15 процентов в 2023 году по сравнению с 2022-м, открываются новые выездные направления, например Таиланд, "поглотивший" 2 млн россиян. Отчасти поэтому кто-то до нас не доехал. Вместе с тем регулярные полетные программы, связывающие регионы восточной страны-соседки и Минск, где-то перекрывают это. Было бы здорово иметь возможность сразу же видеть статистику, но оперативной для анализа нет, можем только локально прикинуть: по нашим субъективным оценкам, в этом году есть снижение турпотока на 10–12 процентов по сравнению с прошлым. Но реальные цифры хотя бы за девять месяцев узнаем зимой. При этом по ряду предприятий мы видим серьезный рост по принятым туристам. Есть рост и доходов компаний. Туристов приняли меньше, но заработали больше.
Как вариант, при установлении плановых показателей на 2024 год представитель турсоюза предлагает попробовать опираться не на численные показатели – принятых гостей, загрузки, а на показатели доходности, маржинальности, рентабельности и пр.