Так начинает разговор с корреспондентом «СГ» генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Гродномясомолпром» Сергей Древич. Но производственник с огромным стажем, гражданин своей страны и просто неравнодушный человек не сидит сложа руки, не ждет, когда для работы будут созданы идеальные условия, а нацеливает коллектив на эффективную работу в существующих реалиях и делает это весьма успешно.
Первая волна коронавируса не лучшим образом сказалась на работе перерабатывающих предприятий мясо-молочной отрасли Гродненщины. Мало того что болели работники, так еще возникли и серьезные проблемы с экспортными поставками. Особенно в Россию. Но, несмотря на эти трудности, в прошлом году организации холдинга во многом справились с поставленными перед ними задачами. Экспортировано продукции на 498 миллионов долларов, что составило более 106 процентов к предыдущему году. Удалось нарастить и объемы производства продовольственных товаров, на хорошем уровне сохранить экономические показатели, выполнить прогнозную цифру по рентабельности продаж.
Сергей Древич рассказывает, что был период, когда гродненскую продукцию сложно было продать на российском рынке. Из-за COVID-19 в России закрылись рестораны, кафе, пиццерии. Это привело к тому, что там резко сократилось потребление мясных и молочных продуктов. Пришлось срочно переориентироваться на страны Евроазиатского Союза, Китай, Сингапур. Появились в этом списке и государства, с которыми ранее никогда не сотрудничали, — Гана и Малайзия. Пробные поставки пошли в Сербию.
— Сейчас, когда пошла вторая волна пандемии, снова упал интерес к нашим товарам в Российской Федерации. Поэтому вновь с надеждой смотрим на азиатские страны. В Узбекистане, Таджикистане, Индии, Пакистане, Китае спрос на продукты питания растет. Связано это с увеличением там численности населения. Особая надежда на пакистанский рынок, поскольку наши страны заявили об увеличении товарооборота. Мы надеемся, что больше начнем поставлять туда детского питания, — говорит Сергей Евгеньевич.
— Россия постепенно увеличивает производство своей молочной продукции. В прошлом году там получено на миллион тонн молока больше, чем в 2019-м. Для сравнения, все сельхозпредприятия Беларуси за год направляют на переработку менее 7 миллионов тонн. Это означает, что лет примерно через пять Российская Федерация сама обеспечит свои потребности в молоке и введет существенные ограничения. Уже сейчас министр сельского хозяйства России ставит вопрос о пересмотре квот на ввоз молочной продукции из нашей республики. К слову, теперь закрыт туда путь продукции Скидельской птицефабрики. Отчасти ограничения вводятся для поддержания цен на определенном уровне, чтобы они не падали из-за конкуренции. Поэтому нам придется серьезно заниматься диверсификацией рынков сбыта.
С 21 по 25 февраля в Дубае работает Международная выставка пищевой промышленности Gulfood-2021. Там представят свои продукты питания ОАО «Молочный Мир», Волковысский «Беллакт», Гродненский и Слонимский мясокомбинаты. Этот форум в столице Объединенных Арабских Эмиратов — хорошая возможность наладить торговые связи с будущими покупателями. Например, в прошлом году на аналогичной выставке Слонимский мясокомбинат заключил договор на поставку своей продукции в некоторые страны бывшего Советского Союза. А представителей Узбекистана и Казахстана заинтересовала белорусская говядина.
Правда, выйти со своей продукцией на рынок многих восточных стран непросто. Для этого обязательно требуется иметь специальный сертификат халяльности или кошерности. Запад также почти не нуждается в белорусской мясо-молочной продукции. В Европе самой ее избыток.
Стерильное молоко в тетрапаках гродненские переработчики пытаются поставлять в Сингапур, Малайзию, Китай. Правда, рентабельность там минимальная, но пока важнее войти на эти рынки и закрепиться на них. Дальше может получиться, как с сухим молоком. Сначала в Поднебесной его покупали по одной цене, а потом она заметно подросла. Помимо сухого молока и мяса, вскоре планируется экспортировать в КНР и детское питание Волковысского ОАО «Беллакт». Правда, китайцы хотят, чтобы детский продукт был не в пакетах, как продается у нас, а в металлических банках. Для этого предприятию придется закупить необходимое оборудование. Китайские специалисты также должны приехать в Беларусь для сертификации самого продукта.
По словам Сергея Древича, главное в бизнесе сбыта продукции — стабильность поставок. Если предприятие вошло в какую-то торговую сеть, а потом вдруг не смогло обеспечить ее нужным товаром, мало того, что поставщику выставят серьезные штрафные санкции, так еще прекратят работу с ним.
Фото носит иллюстративный характер.
Сейчас Гродненский мясокомбинат подготавливает для своих мясных изделий площадку бывшего Лидского мясокомбината. Там намерены производить и размещать до 300 тонн колбасы. Лида также интересна как хороший логистический центр. Имея холодильные камеры, можно туда отгружать продукцию для хранения, а потом развозить ее по торговым точкам всей области.
Не секрет, что, реализуя свой товар, каждый производитель старается на этом максимально заработать. То есть продавать там, где можно иметь наибольшую экономическую эффективность. Ранее в этом плане был довольно привлекательным российский рынок. Сегодня разница в цене с другими странами минимальная, а при колебании курса доллара она порой вообще сглаживается. Полученная прибыль идет не только на развитие самого предприятия, но и поддержку сельхозорганизаций, поставляющих переработчикам сырье.
Немаловажный аспект — фальсифицированные товары. В России убедились в высоком качестве белорусских мясных и молочных продуктов. Поэтому различные махинаторы стараются сбыть там свою продукцию под белорусской маркой, нанося тем самым ущерб имиджу наших предприятий. Также возникают вопросы и с поставкой липовой продукции на белорусский рынок. Например, в прошлом году в подъездах домов в Гродно появились объявления о продаже дешевого сливочного масла и творога неизвестного происхождения. Чтобы исключить подобное в дальнейшем, теперь вводится сертификация и маркировка продукции. Это означает, что на каждый молочный продукт будет наклеиваться специальная марка, которая несет в себе информацию о том, когда и кем он произведен, откуда приехал и где продан. Если производитель не сможет обеспечить такую маркировку, его товар не попадет в российские торговые сети. Конечно, это лишние затраты, но они жизненно необходимы, чтобы не травить людей некачественными продуктами питания.
gil@sb.by