Зачинщики зеленого бума из числа европейских стран далеки от заявленных целей. В последнее время в западных СМИ все больше сообщений о том, что приходится отступать от нашумевшей экологической повестки. Загвоздка, как всегда, в экономике. Для победы над углеродным следом за счет развития альтернативных источников энергии нужны солидные инвестиции. А они в остром дефиците. Вопрос финансирования поднимался и на Всемирном саммите по борьбе с изменением климата в Дубае. И как справедливо отметил во время своего выступления на этом представительном форуме Глава нашего государства, триллионы долларов тратятся на разрушительные войны. А могли бы пополнить глобальный зеленый бюджет. При этом, несмотря на сложности, Беларусь — одна из немногих стран в мире, которая выполняет принятые на себя экологические обязательства. Чего не скажешь о ярых сторонниках энергетического перехода.
Очевидно, что форсирование зеленой повестки чревато крахом для европейской экономики. Ряд стран — членов ЕС требуют смягчить директиву Евросоюза по повышению энергоэффективности зданий, пересмотреть планы «расправы» над автомобилями с двигателями внутреннего сгорания и провести ревизию графиков сокращения промышленных выбросов. Скажем, многие жители той же Италии зимой жестко экономят на отоплении по причине «золотого» тарифа. Добиваться декарбонизации любой ценой итальянцы не намерены и обращаются к Брюсселю с просьбой выделить инвестиции не на воздушные замки, а на земные цели — укрепление энергосетей, питающихся от традиционных источников. В противном случае до светлого будущего без углеродного следа можно не дотянуть.
Европейцы изо всех сил сражаются с кризисом стоимости жизни. При этом, заметим, экономика членов ЕС неоднородна. В более бедных странах климатическая повестка еще больше провоцирует рост цен, оттягивая финансирование на дорогостоящее оборудование и инфраструктуру для ВИЭ. Дорожают продукты питания и энергоносители, скачет инфляция. В качестве сдерживающей меры ЕС повышает ставку, что автоматически снижает спрос на кредиты и потребление домохозяйств. Падение потребительской активности бумерангом подталкивает экономику Еврозоны к рецессии. Поиски западными политиками ветра в поле могут навлечь бурю.
В общем-то, и до Старого, и до Нового Света начинает доходить, что мир не в состоянии позеленеть по взмаху волшебной палочки. Министр энергетической безопасности и углеродной нейтральности Великобритании Клэр Коутиньо напоминает ретивым коллегам: «Углеродная нейтральность — это не то, что может навязать людям политическая элита. Ее планы токсичны, и они уничтожают поддержку экологических инициатив». Зеленый популизм нынче не по карману правящим верхушкам западных стран. Да и вреда от таких политических трюков для экологии больше, чем пользы. Во Флориде, к примеру, чиновникам и вовсе запретили участвовать в подобных «идеологических каруселях». В частности, во избежание спекуляций на конъюнктурной теме введено «вето» на продажу зеленых облигаций от лица муниципалитетов и инвестирование государственных средств для продвижения целей нашумевшей ESG-повестки.
В конце концов, никто не оспаривает серьезность угрозы глобального потепления. И роль ВИЭ для сохранения экологического равновесия, конечно же, очень важна. Но при этом хорошо бы сообразовываться с реальностью, в том числе с экономической. Сколько камней прилетело в сторону Беларуси, когда началось строительство АЭС! А что теперь? Западный мир идет по проторенному нами пути. Отношение к мирному атому кардинально меняется.
К примеру, энергетика Нидерландов сегодня держится на газе и угле. В структуре производства электроэнергии эти ресурсы составляют в совокупности 77 процентов. Единственный ядерный энергоблок АЭС Borssele дает чуть больше 3 процентов. Взвесив все за и против, правительство страны в своей климатической политике сделало ставку на ядерную энергию. В ближайших планах — строительство еще двух энергоблоков. Парламент Швеции также выступает с законодательной инициативой по возведению в стране новых АЭС. Шведский премьер Ульф Кристерссон считает возрождение ядерной энергетики драйвером экономики. Вслед за Францией реакторы строят Великобритания, Финляндия и Словакия. Бельгия, Чехия, Венгрия, Словения, Румыния и Болгария продлевают сроки использования действующих АЭС.
Пока инициаторы зеленого перехода лидируют в экологических антирейтингах, наша страна от зеленого курса не отклоняется. На форуме в Дубае Президент «отчитался» перед мировым сообществом: «Беларусь по Парижскому соглашению в полной мере выполняет взятые на себя обязательства и даже перевыполняет их. Мы оказываем бесценные экосистемные услуги нашему континенту, сохраняя уникальный источник кислорода — естественные болота, леса, легкие Европы. Развиваем зеленую и атомную энергетику, минимизируя риски изменения климата». В то время как «80 процентов грязи на планете — это от 20 ведущих государств».
По официальным данным, в 2021 году Беларусь сократила выбросы парниковых газов на 36,7 процента, а с учетом их поглощения — на 57,8. Как отметил накануне дубайского форума министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык, «по оценке экспертов, использование атомной энергии позволит Беларуси сокращать выбросы диоксида углерода примерно на 7 миллионов тонн в год». И это реальные, обеспеченные продуманной экономической политикой прогнозы, а не пафосные декларации.