В преддверии Дня чествования ветеранов милиции, который в нашей стране отмечается 10 ноября, корреспонденты встретились с бывшим сотрудником ОВД Николаем Владимировичем Ловкиным. Весь профессиональный путь он прошел, проездил и пролетал в подразделениях транспортной милиции - по службе судьба забрасывала то в Брест, то в Полоцк, то в Борисов, а оттуда в Осиповичи, Ригу, Бобруйск, Минск и даже на Сахалин!..
Первые погоны - правда, без звезд и лычек - Николай Ловкин надел во время службы в армии. Был связистом и после демобилизации даже получил предложение стать военным офицером, но душа не лежала. Отказавшись от места, вернулся на Витебщину и пошел специалистом на Полоцкую дистанцию сигнализации и связи (подразделение БелЖД). А оттуда - в милицию. Руководство единодушно решило: раз понимает в поездах - значит, надо его в транспортную. Спорить не стал.
Первое место службы - другой конец страны: линейный отдел милиции на станции Брест. Места были только там, да молодой оперативник и не переживал по этому поводу - словно знал, что профессия будет бросать его и не на такие расстояния.
Через год, в 1970-м, стал слушателем Минского очно-заочного факультета Высшей школы МВД СССР.
- А как иначе? - удивляется ветеран. - Только там получали узкопрофессиональные знания, которые любому молодому сыщику необходимы. Причем давали такую мощную базу, что сразу после окончания учебы меня направили начальником линейного пункта милиции на станции Борисов. Такое доверие было к выпускникам!
Ответственного офицера, который не боялся работы, заметили и скоро перевели в Осиповичи (тамошнему отделу тогда подчинялись слуцкий, солигорский и другие пункты). Но и там энтузиасту окзалось тесно.
- Знаний, полученных с опытом, уже было достаточно, - признается Николай Владимирович. - Однако чувствовал, что есть еще чему поучиться. Поэтому возникло желание поступить в Москву.
Реферат на заданную тему пришелся московским преподавателям по душе, поэтому белоруса пригласили на очный экзамен.
- Страха никакого не было, ведь хорошо знал свою работу, - рассказывает собеседник. - И действительно: вытянул билет, где по первому же вопросу отвечал минут 40! Столько вспомнил, что не мог остановиться!
В академию Ловкина приняли прямо во время экзамена. Правда, учиться там ему было не суждено: у отца случилась травма, а пожилая мать не могла ухаживать за супругом в одиночку. Поэтому уезжать далеко и надолго сыну было нельзя. Ничего не поделаешь…- Однако долго печалиться мне не позволили: пригласили на службу в столицу, - продолжает ветеран. - Так в 1982-м году я навсегда осел здесь - стал первым замначальника ЛОВД на станции Минск.
А еще через три года Ловкин сменил должность начкрима на пост замначальника отдела уголовного розыска Минского ОВД на транспорте.
- Признаюсь: именно это время в своей службе считаю самым значимым и продуктивным, хотя с 1985-го до 1989-го дома я практически не бывал, - откровенничает Николай Владимирович. - Чтобы помочь людям, приходилось быть легким на подъем и выбывать за уликами по первому же звоночку.
Причем ездил и летал не только по Беларуси, но и по всему СССР - от Риги до Сахалина.
Так, один случай ветерану запомнился особенно. Еще бы! Свидетеля для минских сыщиков везли из Барселоны, а сам Николай Ловкин вместе со следователем Ольгой Крайник летал за 10 тысяч километров в Невельск — город-порт на Дальнем Востоке!
А начиналось все банально: милиционеры как обычно присутствовали при разгрузке контейнера, прибывшего в белорусскую столицу по железной дороге.
- Снимается пломба, открываются двери - а контейнер пуст! Внутри только четыре ящика… - вспоминает офицер в отставке. - А сопровождающий, Павел*, даже не заглянув внутрь, довольно улыбается и заявляет: «Я так и знал, что меня обворуют»… Подозрительно, не правда ли?
Первоначальные допросы результатов не дали: молодой человек на голубом глазу уверял, что вез товар на десятки тысяч рублей. Пришлось столичным правоохранителям лететь на Сахалин, откуда контейнер начинал свой путь. Там должны были сохраниться улики.
- Связи ведь никакой, информацию толком не передашь. Это сейчас мессенджеры, видеозвонки и прочее, а тогда и телеграмма на Восток неделями шла! Чтобы не упустить время, отправились туда сами.
И не зря. Павел клялся, будто его обманул человек, который загружал и опечатывал контейнер. Мол, тот успел опустошить ящики после контрольной проверки и до спуска на воду. Вот только это было в принципе невозможно: и место погрузки, и точка спуска находились всего в 200 метрах от дома, где Павел останавливался. Кто же будет разгружать пятитонный контейнер на глазах у заказчика?
- Установили личность погрузчика, вот только на месте его не застали: мужчина ушел в рейс на Барселону, - продолжает Н. Ловкин. - Пришлось вызывать его оттуда в Минск.
Перекрестный допрос - Павла, грузчика и свидетелей на Сахалине - вели по телетайпу. Тогда все и раскрылось: из Невельска контейнер ушел пустым, а деньги Павел банально растратил… Вот такое преступление, которого «не было»…
Хватало и других историй, которые вынуждали проводить дни и ночи вдали от супруги и двух дочерей. Например, грабеж во время движения в поезде Рига - Симферополь.
- В одном купе до Латвии на отдых ехали белоруска, две украинки с грудничком и молодой мужчина, - вспоминает ветеран угро на транспорте. - Вдруг ночью мужчина по какому-то надуманному поводу стал ругаться с белоруской, расколотил надверное зеркало и едва не убил попутчицу, а после сорвал с нее сережки и сбежал.
Шокированная женщина сразу даже слова сказать не могла, потому о происшествии заявила только на конечной станции, когда попрощалась с попутчицами. Ни их имен, ни города она, конечно, не спросила…
- Тогда же не было никаких электронных билетов, а как установить личности этих людей - и свидетелей, и преступника? Кажется, никак, - лукаво улыбается офицер в отставке. - Я же пошел чуть ли не пешком по станциям по пути следования и запрашивал списки с количеством пассажиров. Методично сверял, пока не нашел точку, где в нужном вагоне количество человек уменьшилось. Стал проверять - и действительно: на богом забытом полустанке вышел молодой мужчина, местный. Так его и установили.
Похожим образом нашли и родину свидетельниц: женщины вышли в Одессе. Вот только город большой, а у сыщиков не было ни имен, ни фамилий… Тогда Ловкин вспомнил, что на столике у украинок лежала Библия. Он обратился в городской отдел религии и национальностей, где помогли найти девушек. Благодаря их показаниям в отношении парня были возбуждены уголовные дела за хулиганство и грабеж…
А в 1989 году Николаю Владимировичу предложили возглавить милицию на другом транспорте - воздушном. Так он стал начальником тогда еще ЛОВД в аэропорту Минск-1.
- Нашей главной целью было показать, что Беларусь - очень цивилизованная и культурная страна, где безопасность граждан и гостей обеспечивается на высшем уровне.
Потому с огромной гордостью Николай Ловкин отзывается о коллегах, с которыми довелось нести службу в воздушной гавани.
- Это были настоящие профессионалы, ответственности и хладнокровию которых мог позавидовать любой сотрудник милиции! - считает офицер в отставке.
О металлодетекторах в те годы только мечтали, но безопасность полетов никто не отменял. Надо было вручную досмотреть пассажиров так, чтобы у них не осталось даже шанса пронести на борт что-то опасное.
- И вот рядовые досмотры пройдены, самолет взмыл в небо - как вдруг получаем сигнал: мужчина на борту заявляет, что готов взорвать бомбу! Но я-то понимаю, что никакой бомбы там быть не может, ведь на 100% уверен в своих подчиненных! - не скрывает эмоций Николай Владимирович.
Ободряющая информация передается экипажу, но терять бдительность нельзя. Пилоты делают вид, что соглашаются посадить борт в Швеции, а сами возвращаются в Минск. В столице же готовится настоящее шоу: в аэропорту развешиваются огромные транспаранты и растяжки на чешском языке - ну настоящая Прага!
- Такой план действий был продуман и отработан заранее, поэтому сделали все оперативно. В том числе организовали оцепление и группу захвата, - делится секретными подробностями бывший начальник ОВД на ВТ. - Пилоты сообщают «минеру», что удалось посадить самолет не в Швеции, а в Чехии, и он, мол, может покинуть борт.
Преступник, видя вывески на чешском, без тени сомнения спустился по трапу и тут же был задержан. Бомба, конечно, оказалась муляжом - пустой картонной коробкой из-под обуви…
В 1995 году офицер вышел в запас, но милицию не оставил: до сих пор активно участвует в ветеранском движении, а 1 сентября 2022 года даже прочел школьникам СШ № 86 имени милиционера Фомы Занько лекцию о патриотизме и любви к своей профессии. Ему ее точно не занимать!
Фото автора и из личного архива героя.