Танец как метафора личностной и духовной свободы нередко становился движущей пружиной в сюжете. Вспомним известные картины «Танец‑вспышка», «Только в танцевальном зале», «Танцуй, танцуй», драму Александра Миндадзе «Паркет» и многие другие примеры. Танец как акт самовыражения подразумевает и некое преодоление собственных сил и несовершенного характера, и брошенный бытовым неурядицам и собственному несовершенству вызов. Под занавес 104‑го театрального сезона Национальный академический театр имени Я. Купалы сделал неожиданный летний подарок для своих зрителей и пригласил на премьеру мелодраматической комедии «Бясконцая гiсторыя» по пьесе драматурга Михаила Хейфеца «Rock‑n‑roll на закате». Отправной точкой истории становится хореографическая интрига. Сам Хейфец, напомним, автор еще одного театрального хита — «Спасти камер‑юнкера Пушкина», прошедшего интеллектуальным цунами по театрам России и Беларуси.
Яркие хореографические номера придают спектаклю дополнительный объем.
Премьера состоялась на уютной Камерной сцене, располагающей к особой доверительной интонации. На нашей памяти это третье воплощение пьесы на белорусских подмостках — до этого она пополнила репертуар театра имени Я. Коласа в Витебске и столичном Молодежном.
Премьеру в Купаловском осуществил приглашенный режиссер — художественный руководитель Нового драматического театра Сергей Куликовский.
Это второй спектакль Куликовского в этих стенах: театралы со стажем помнят его «Апельсиновое вино» по знаменитой пьесе Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя» с блистательным актерским и семейным дуэтом народных артистов — Августом Миловановым и Галиной Толкачевой в главных ролях. Так что в отличие от некоторых постановщиков молодого поколения для Сергея Михайловича слова про особый купаловский дух и высокую творческую планку — не пустой разговор.
Жанр нынешней премьеры определен как «мелодраматическая комедия». Интрига предложенной истории проста и понятна: познакомившись в танцевальном клубе, герои начинают робкое движение друг к другу, испытывая неуверенность и симпатию одновременно. Он не пришел на очередное занятие — разве это не повод для того, чтобы Она зашла к нему в гости, требуя разъяснений? За незначительными вопросами, мелкими уколами скрывается взаимный интерес. Мешает в этом взаимном притяжении, конечно, груз прожитой жизни и прошлых ошибок. Герой решает овладевать танцевальными приемами по учебнику и приглашает героиню последовать его примеру, чтобы потом поразить всех. Персонажи милы и симпатичны, они сохранили в своей душе оптимизм и дух здорового авантюризма, иначе, наверное, просто не пришли бы в танцевальный клуб.
Художником премьерного спектакля выступил сам режиссер. Романтическое настроение создают музыкальные композиции в исполнении певицы Сезарии Эворы. Как признавался Сергей Куликовский, он намеренно заменил искрометный рок‑н‑ролл чувственными латиноамериканскими танцами, что больше соответствует его видению материала. Пронзительный голос Сезарии Эворы наполняет историю дополнительным объемом, звучит как призыв к мечте и надежде.
Яркие хореографические сцены идут в постановке известного хореографа Дианы Юрченко. Время от времени мы будем видеть, как в повествовании появляется эффектная пара танцоров в исполнении молодых актеров. В ярком финале они станцуют и с нашими героями. В одной из сцен появится и трогательный скрипач — в его образе предстанет музыкант оркестра театра Геннадий Вишняков со своим пронзительным соло о любви и одиночестве.
Препятствий на пути к совершенному танцу у героев всегда достаточно: собственная неуверенность, отсутствие музыкального слуха и чувства ритма, что заявлено почти в первых строках их диалога. Он и Она — натуры во многом ранимые, с тонким художественным мировосприятием. За внешней бравадой скрываются глубокие чувства и непростые характеры. За чрезмерной эмоциональностью — страх быть непонятым и отвергнутым. Герои сохранили в себе чуткость, вкус к риску, способность изменяться. Их никак не назовешь обывателями — души их устремлены к идеалу.
Главные роли в премьерном спектакле исполнили актеры Александр Пашкевич и Светлана Гусарова. Труппу Купаловского театра они пополнили относительно недавно.
Героям Александра Пашкевича и Светланы Гусаровой в этой истории не сразу удается услышать друг друга.
Дуэт получился интересным: вальяжный и размеренный герой Александра Пашкевича и темпераментная, взрывная героиня Светланы Гусаровой… Словесный пинг‑понг актеров полон экспрессии, а порой и чистой нежности.
В сентябре зрители увидят в образах персонажей и других исполнителей — Владимира Роговцова и Тамару Николаеву‑Опиок, и тогда спектакль, конечно же, получит иные эмоциональные оттенки. Интересно будет сравнить эти две версии.
Как и другие знаменитые истории, рассчитанные на двух исполнителей, шедшие в репертуаре Купаловского, такие как «Варшавская мелодия» или «Старомодная комедия», «Бясконцая гiсторыя» продолжает традиции глубокого человеколюбивого театра, не боящегося показаться сентиментальным и исповедальным.
Добрый зритель в девятом ряду.