Премьерный спектакль «Бясконцая гісторыя» — жизнеутверждающая история о преодолении инертности и одиночества

Весь мир — танцпол

Танец как метафора личностной и духовной свободы нередко становился движущей пружиной в сюжете. Вспомним известные картины «Танец‑вспышка», «Только в танцевальном зале», «Танцуй, танцуй», драму Александра Миндадзе «Паркет» и многие другие примеры. Танец как акт самовыражения подразумевает и некое преодоление собственных сил и несовершенного характера, и брошенный бытовым неурядицам и собственному несовершенству вызов. Под занавес 104‑го театрального сезона Национальный академический театр имени Я. Купалы сделал неожиданный летний подарок для своих зрителей и пригласил на премьеру мелодраматической комедии «Бясконцая гiсторыя» по пьесе драматурга Михаила Хейфеца «Rock‑n‑roll на закате». Отправной точкой истории становится хореографическая интрига. Сам Хейфец, напомним, автор еще одного театрального хита — «Спасти камер‑юнкера Пушкина», прошедшего интеллектуальным цунами по театрам России и Беларуси.

Яркие хореографические номера придают спектаклю дополнительный объем.

Премьера состоялась на уютной Камерной сцене, располагающей к особой доверительной интонации. На нашей памяти это третье воплощение пьесы на белорусских подмостках — до этого она пополнила репертуар театра имени Я. Коласа в Витебске и столичном Молодежном.

Премьеру в Купаловском осуществил приглашенный режиссер — художественный руководитель Нового драматического театра Сергей Куликовский. 

Это второй спектакль Куликовского в этих стенах: театралы со стажем помнят его «Апельсиновое вино» по знаменитой пьесе Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя» с блистательным актерским и семейным дуэтом народных артистов — Августом Миловановым и Галиной Толкачевой в главных ролях. Так что в отличие от некоторых постановщиков молодого поколения для Сергея Михайловича слова про особый купаловский дух и высокую творческую планку — не пустой разговор.

Жанр нынешней премьеры определен как «мелодраматическая комедия». Интрига предложенной истории проста и понятна: познакомившись в танцевальном клубе, герои начинают робкое движение друг к другу, испытывая неуверенность и симпатию одновременно. Он не пришел на очередное занятие — разве это не повод для того, чтобы Она зашла к нему в гости, требуя разъяснений? За незначительными вопросами, мелкими уколами скрывается взаимный интерес. Мешает в этом взаимном притяжении, конечно, груз прожитой жизни и прошлых ошибок. Герой решает овладевать танцевальными приемами по учебнику и приглашает героиню последовать его примеру, чтобы потом поразить всех. Персонажи милы и симпатичны, они сохранили в своей душе оптимизм и дух здорового авантюризма, иначе, наверное, просто не пришли бы в танцевальный клуб.

Художником премьерного спектакля выступил сам режиссер. Романтическое настроение создают музыкальные композиции в исполнении певицы Сезарии Эворы. Как признавался Сергей Куликовский, он намеренно заменил искрометный рок‑н‑ролл чувственными латино­американскими танцами, что больше соответствует его видению материала. Пронзительный голос Сезарии Эворы наполняет историю дополнительным объемом, звучит как призыв к мечте и надежде.

Яркие хореографические сцены идут в постановке известного хореографа Дианы Юрченко. Время от времени мы будем видеть, как в повествовании появляется эффектная пара танцоров в исполнении молодых актеров. В ярком финале они станцуют и с нашими героями. В одной из сцен появится и трогательный скрипач — в его образе предстанет музыкант оркестра театра Геннадий Вишняков со своим пронзительным соло о любви и одиночестве.

Препятствий на пути к совершенному танцу у героев всегда достаточно: собственная неуверенность, отсутствие музыкального слуха и чувства ритма, что заявлено почти в первых строках их диалога. Он и Она — натуры во многом ранимые, с тонким художественным мировосприятием. За внешней бравадой скрываются глубокие чувства и непростые характеры. За чрезмерной эмоциональностью — страх быть непонятым и отвергнутым. Герои сохранили в себе чуткость, вкус к риску, способность изменяться. Их никак не назовешь обывателями — души их устремлены к идеалу.

Главные роли в премьерном спектакле исполнили актеры Александр Пашкевич и Светлана Гусарова. Труппу Купаловского театра они пополнили относительно недавно. 

Героям Александра Пашкевича и Светланы Гусаровой в этой истории не сразу удается услышать друг друга.

Дуэт получился интересным: вальяжный и размеренный герой Александра Пашкевича и темпераментная, взрывная героиня Светланы Гусаровой… Словесный пинг‑понг актеров полон экспрессии, а порой и чистой нежности.

В сентябре зрители увидят в образах персонажей и других исполнителей — Владимира Роговцова и Тамару Николаеву‑Опиок, и тогда спектакль, конечно же, получит иные эмоциональные оттенки. Интересно будет сравнить эти две версии.

Как и другие знаменитые истории, рассчитанные на двух исполнителей, шедшие в репертуаре Купаловского, такие как «Варшавская мелодия» или «Старомодная комедия», «Бясконцая гiсторыя» продолжает традиции глубокого человеколюбивого театра, не боящегося показаться сентиментальным и исповедальным.

Добрый зритель в девятом ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter