– С детства помню, как в День Святой Троицы организовывали ярмарки, а возле храма цветами выкладывали дорожки, украшали церковь, — вспоминает одна из прихожанок, директор Дворецкого сельского клуба Любовь Хорошко. — Детям покупали сладкие сахарные петушки. Правда, по рассказам старожилов, после войны долгое время наша церковь была закрыта и ее использовали в качестве зернохранилища. Как говорили родители, меня и сестру крестили там тайно.
Сегодня дворецких детей, наоборот, приобщают к основам веры, причем не суровыми уроками, а понятными им беседами и даже… квестами. Так, в день нашего приезда отец Владимир провел для учеников местной школы велоквест. После соревнования вместе входим в храм, ненавязчиво батюшка подсказывает детям, как правильно перекреститься, поставить свечу. Победителю вручает в подарок икону Спасителя.
— Отец Владимир часто посещает нашу школу, проводит викторины, рассказывает о церковных праздниках, — делится учитель белорусского языка и литературы Александра Минченко. — Несколько раз вместе с детьми организовывал велопробеги в усадьбу в Жиличах (это в 12 километрах от нас). Показывает ребятам места боевой славы.
Девятиклассник Данила Хаткевич добавил, что они с мамой постоянно приходят в церковь. Помогают батюшке, который сам и траву косит, и храм подкрашивает — постоянно в заботах. Благодаря его стараниям оборудовали специальное помещение для крещения. Старый дом священника используют для размещения гостей во время больших праздников и приходских чаепитий.
Кстати, когда готовилась к поездке, смутилась: храм во Дворце стоит около 100 лет, а отмечали его… 200‑летие. Почему так? История церкви Святого Духа очень необычна, с ней нас знакомит настоятель:
— Ее возвели в 1830 году в деревне Телуше Бобруйского уезда. Это памятник архитектуры деревянного зодчества с элементами псевдорусского стиля. В 1922‑м местные жители построили кирпичный храм. Кстати, Наталья Александровна Воронцова-Вельяминова (1859 — 1912), внучка великого поэта Александра Пушкина, провела в этих местах большую часть своей жизни и вместе с мужем сделала щедрое пожертвование на новый храм. А жители деревни Дворец пожелали купить прежнюю церковь. Для этого собрали 100 пудов хлеба. Перевезли ее, а иконостас — из Воскресенской церкви Могилева. В прошлом году отметили столетие освящения храма в честь Святого Духа.
К слову, во Дворец отец Владимир и сам приехал… на велосипеде, преодолев 26 километров от своего дома в Рогачеве. Говорит, этот вид транспорта ему близок с юности. Тогда, будучи учениками спортивной школы, за день мальчишки наматывали до 150 километров.
Протоиерей Владимир Янчесов.
— Заезжали мы и в Телушу, и в Турки, заходили в храмы, — вспоминает собеседник. — Я был болезненным ребенком, и мама часто возила меня по святым местам, к старицам (монахиням). Когда в 20 лет приходил на службы, молодежи там практически не было. Мне не нравилось агрессивное поведение сверстников в 1990‑е, а в лицах пожилых женщин-молитвенниц, которых встречал в храме, было что-то родное.
Знаковым для будущего священника стало празднование тысячелетия крещения Руси в 1988 году. Почувствовав свое призвание, он заочно окончил духовную семинарию в Жировичах и в 1992‑м был рукоположен в дьякона, а затем — в священники. Дальше — в основном непростая служба в маленьких селах. Среди них, к примеру, храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Болотне.
— Его здание мы строили с нуля, иногда сдавали рябину, картошку, чтобы собрать деньги, — вспоминает отец Владимир. — Возвели в 2007‑м.
Памятен ему и приход храма Святителя Николая Чудотворца в деревне Старый Кривск. Был известен в том числе и тем, что некоторое время преподобная Манефа Гомельская жила при нем и получала духовные наставления от схииеромонаха Артемия (Потоцкого).
— К сожалению, на Рождество 2010 года этот храм Николая Угодника, памятник деревянного зодчества XVIII века, сгорел от рук вандалов, — с горечью говорит батюшка. — Я уже успел прослужить 12 лет в храме Святых апостолов Петра и Павла в деревне Поболово, а в 2009‑м получил благословение в храм Святого Духа во Дворце.
Храм Святого Духа зимой не отапливался, но батюшка на пожертвования сумел оборудовать его печкой. В годы лихолетья прихожане разобрали многие иконы по домам и постепенно их возвращали. Сохранился только один колокол, однако благодаря пожертвованиям у храма есть новые и маленькая колокольня. Отец Владимир приглашает пары венчанных новобрачных и крестных родителей самим позвонить. Мы также попробовали свои силы — над тихим агрогородком разнесся мелодичный звон.
Из алтаря отец Владимир выносит несколько икон, написанных им самим. Специально протоиерей нигде не учился рисованию, базовые знания получил от художника Анатолия Моисейченко: как готовить подрамники, грунтовать холсты… Пишет он и обычные картины.В районном центре проводились выставки работ священнослужителя. К примеру, средства от их продажи пошли на строительство храма Александра Невского в Рогачеве.
— Наш батюшка во всем видит красоту, — улыбается Любовь Хорошко. — К примеру, едет на велосипеде на Голубую криницу в Славгородском районе — за 60 километров. Обязательно остановится по пути, запечатлит на снимках природу.
Нам показывают фотографии с празднования детской Пасхи (в храме собираются самые маленькие). Ангельские лица, чтение стихов, пение духовной музыки — невольно от таких картинок тепло на сердце. Ребята приходят в воскресную школу.
— Надо заботиться о том, чтобы исцелиться душой, — говорит пастырь. — Любовь Божия превыше всего, она поддерживает.
yasko@sb.by
Фото Алексея МАТЮША и из архива Владимира ЯНЧЕСОВА