С 27 февраля по 15 апреля православные христиане Беларуси совершают многодневный путь духовного развития, ведущий к празднику Воскресения Христова — Пасхе.
Великий пост можно сравнить со спортивными сборами, в ходе которых спортсмен может существенно улучшить свою физическую форму, подготовиться к достойному выступлению на соревнованиях. Во время сборов больше, чем в остальное время, спортсмены сконцентрированы на личном развитии, преодолении недостатков и формировании новых полезных навыков. Подобно этому и для православных христиан пост является периодом усиленного духовного труда над развитием добродетелей — личных положительных душевных качеств. Также это время преодоления и искоренения греховных страстей — вредных и разрушительных жизненных привычек. Православная Церковь создает для своих верующих все внешние условия для этого труда.
Великопостное богослужение сильно отличается от богослужения в остальное время года. Особый чин служб, особое пение, даже убранство храма и богослужебные одеяния священнослужителей другие, особые. Все это создает неповторимую атмосферу великопостного духовного труда — зовет, побуждает, увлекает стать лучше, стать ближе к Богу и ближним.
Ограничения в еде могут восприниматься тяжело лишь с непривычки. Однако, войдя и в этот труд ради Бога, человек со временем чувствует легкость и радость, которые очень помогают душе управлять телом и его нуждами, помогают с легкостью отказываться от лишнего и вредного и в конечном итоге показывают, что человек может спокойно обходиться меньшим количеством пищи. Так пищевой пост идет на пользу и телу, и душе.
Фильтрация пищи душевной тоже важна. Это книги, фильмы, музыка, разнообразный контент в соцсетях и многое другое, что мы потребляем душой. Во время Великого поста православные минимизируют до предела все, что не относится к его главной цели — приобретению добродетелей и искоренению греховных привычек. Ограничиваются лишь самым необходимым.
Отношения с ближними — на втором месте после отношений с Богом. Спокойный анализ и улучшение содержания отношений с нашими ближними — важная составляющая поста. Такие негативные составляющие, как осуждение, превозношение, безразличие, жестокость, обидчивость, мстительность, злопамятство, заслуживают удаления и искоренения. А доброжелательность, снисходительность, сочувствие, внимание, искренность ждут не дождутся постоянной прописки в доме нашей души.
Мера поста для каждого разная. Устанавливая общие строгие правила, Православная Церковь призывает верующих соразмерять свои возможности и другие внешние обстоятельства при выборе меры поста для каждого человека индивидуально. Строгий пост, приводящий к конфликтам в семье, обесценивается и лишается смысла. С другой стороны, любой шаг вперед в постном труде является благом. Как спортсмен не сразу достигает необходимых показателей, так и православный христианин, трудящийся над своей душой, может постепенно наращивать нагрузку, учитывая особенности и возраст своего телесного организма и ту внешнюю среду, в которой он живет. Хорошо строго поститься, достигая истинной цели поста, сохраняя мир и любовь с окружающими. Также хорошо начать с малого, поститься в меру своих сил, постепенно увеличивая эту меру. Всеми сомнениями можно поделиться со священником на таинстве исповеди, обращение к которому также является важной составляющей Великого поста.
Протодиакон Павел БУБНОВ, преподаватель минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия.
Протодиакон Павел Бубнов: зачем нужен Великий пост и из чего он состоит
Великий пост
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.