Обновленная редакция спектакля Валерия Раевского «Вечер» получила дополнительный объем

«Вечер»: перезагрузка

Спектакль «Вечер» Валерия Раевского по пьесе Алексея Дударева — долгожитель купаловской сцены. Так бывает: какая-то история попадает, выражаясь языком композитора Эдуарда Ханка, в энергетический поток времени и несется в нем, обретая с годами лишь дополнительные объем и глубину. Так и с «Вечером», щемящей историей про трех стариков, доживающих свой век в одиночестве, произошла подобная история. Это наша «Чайка», и «Синяя птица», и «Соло для часов с боев», визитная карточка и точка отсчета.


Старожилам памятна каноническая версия режиссера Бориса Эрина 80-х годов прошлого столетия с Виктором Тарасовым, Галиной Макаровой и Павлом Дубашинским. Пьеса получила и киновоплощение в картине «Осенние сны» Игоря Добролюбова. Так народная актриса СССР Галина Макарова дважды сыграла роль Ганны — в постановке Раевского и фильме Добролюбова.

В 2006 году художественный руководитель Купаловского театра и режиссер Валерий Раевский поставил ремейк спектакля с новыми актерами, обновленной сценографией своего постоянного соавтора, главного художника театра Бориса Герлована, и пронзительной музыкой композитора Андрея Зубрича. Тот ремейк Раевский назвал реквиемом. А когда журналисты просили уточнить формулировочку, объяснял: это реквием по добрым людям, которые недолюбили, по уходящему поколению и всему кровавому XX столетию. Мне кажется, доживи режиссер до нынешней обновленной версии молодого режиссера Зинаиды Ведениной, был бы рад: планку театр держит.

Нынешний «Вечер» — фактически третья версия пьесы, написанной Дударевым в 1982 году, на купаловской сцене. Для актеров выходить в спектакле не просто акт творчества и игра, а в некотором смысле человеческий подвиг, учитывая ворох привходящих обстоятельств. Многое ушло в подтекст, а сам текст звучит на редкость актуально.

Какой тонкий дуэт получился у Зинаиды Зубковой (Ганна) и Владимира Роговцова (Василь). Актер европейского темперамента, кажется, впервые примерил на себя образ крестьянина, и получилось убедительно. Как старается попасть в интонацию купаловцев актер нового поколения Василий Сушицкий (Микита). Сушицкий — достойный новичок в актерском ансамбле. Играет интересно, резко, видно, что герой живет напряженной внутренней жизнью и никак не может примириться с самим собой. Актер интересно передает перепады настроения своего героя, его зависть, ожесточенность и в конце концов приводит его к покаянию. Сушицкому едва за 40, и играть характерного персонажа, да еще старика — интересная актерская задача. Зинаида Зубкова тонко сочетает в своей Ганне лирику, юмор и незащищенность.

В спектакле два актерских состава. И в одном из них можно посмотреть Тамару Миронову и «дядю Гену» — народного артиста Беларуси и СССР Геннадия Степановича Овсянникова. В одном из интервью актриса Тамара Миронова признавалась, что «Вечер» для труппы — нечто большее, чем просто спектакль. Это память о режиссере Раевском, 35 лет руководившем театром, об ушедшем времени.
Пронзительная история про одиночество и покаяние волнует и сегодня: многие айтишники в зале плакали.
Выберите свободный от суеты и дел вечер и придите на спектакль. Лучше в одиночестве. Погрузитесь в аскетичный деревенский быт, попытайтесь понять психологию героев. Вспомните добрым словом живущих и ушедших родителей и дедов, простите врагов, примиритесь с обидами. Почувствуйте, что в потоке жизни вы — лишь очередное звено в долгой цепи.

Добрый зритель в девятом ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter