В президентском графике в конце августа — начале сентября уже традиционно значатся дела образования. Да и вся страна в это время живет заботами школы, как средней, так и высшей. Нынче разговор получился по- особому принципиальный: и на Республиканском педагогическом совете, и во время посещения Витебского государственного университета им. П. М. Машерова.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Наша задача — в ускоренном формате провести новую научно-техническую революцию, пока нас не втянули в это военное противостояние. Только в таких условиях появится шанс сохраниться как государство и не допустить большой войны на нашей земле. Это суровая правда жизни. Я хочу, чтобы вы понимали всю серьезность исторического момента.
Во время мероприятия «Открытый микрофон с Президентом» в Витебском государственном университете, 2 сентября 2024 года.
— Наша задача — в ускоренном формате провести новую научно-техническую революцию, пока нас не втянули в это военное противостояние. Только в таких условиях появится шанс сохраниться как государство и не допустить большой войны на нашей земле. Это суровая правда жизни. Я хочу, чтобы вы понимали всю серьезность исторического момента.
Во время мероприятия «Открытый микрофон с Президентом» в Витебском государственном университете, 2 сентября 2024 года.
Удержать страну
Александру Лукашенко очень близка тема образования. По своему первому диплому он учитель истории. А по призванию — наставник. Кроме того, он отец. Наш Президент подчеркивает, что вместе со своими детьми прошел все этапы образовательного процесса. Здесь для Главы государства нет мелочей. Регулярно на протяжении всего своего президентства он внимательно, даже дотошно, вникает в содержание учебных программ, учебников, порядок организации приемной кампании и вступительных испытаний в учреждениях высшего образования. А еще — в вопросы организации воспитательного процесса, работы общественных организаций, материально-технического обеспечения. Требовательность Президента полностью отражает общественный запрос на поддержание системы образования практически на идеальном уровне.Потому и обсуждение школьных и университетских вопросов всегда заинтересованное и максимально резонансное. Президент при этом никогда не занимает отстраненную позицию, он подчеркивает, что сам рассматривает себя частью большого педагогического и родительского сообщества. Ключевыми словами для понимания его отношения являются такие: «Поэтому мы с вами в одной лодке и деваться нам некуда. Темнить, врать или приукрашивать ситуацию не надо. Ситуация вокруг очень сложная. Никогда вокруг Беларуси не было такой сложности, как сейчас. И страну надо удержать. И все мы хотим быть суверенными и независимыми. А как ее удержать — надо думать всем. И быть готовыми к этому. И все начинается с учителей».
И здесь уже на первый план выходят вопросы национальной безопасности и роль в этом учителя. Знаменитому канцлеру Отто фон Бисмарку приписывают фразу, ставшую крылатой: «Франко-прусскую войну выиграл немецкий школьный учитель». И это вполне закономерно. Ведь именно семья и школа формируют жизненные приоритеты человека, его мировоззрение.
Требования времени
Встреча в Витебском государственном университете им. П. М. Машерова, в которой участвовали студенты и из других витебских вузов, проходила в формате открытого микрофона. Рискну предположить, что Главе государства было важно почувствовать, какая она, молодежь 2024 года, как изменились ребята за последние годы. Как на них влияют те серьезнейшие решения в политической сфере, идеологической работе, системе образования, которые были приняты за последние годы. Собственно, цель самой встречи Президент обозначил сам: «Назрела тема для серьезного разговора с вами — поколением, которому предстоит продолжить исторический путь Беларуси в меняющемся с бешеной скоростью мире. Мир изменился, события происходят быстро, темп космический».В общении со студентами остается неизменным принцип любой беседы, которую ведет Александр Лукашенко. Он слышит и понимает собеседника. Здесь не играет роли, кто перед ним: умудренный политический деятель, знаменитый ученый, писатель или же только начинающий свой жизненный путь студент. В ответах на вопросы, в высказываемых оценках было видно, что Президент хорошо знает и понимает жизнь молодежи. И доверяет ей.
Цель формирования гражданина и патриота так же важна, как и подготовка будущего профессионала. В ходе разговора Глава государства сформулировал принцип жизненного успеха: «Если у тебя есть это желание — божественное желание, не просто «я сейчас закончу вуз, для себя чего-то сделаю и буду богатым» (это тоже неплохо, если для себя, для семьи что-то сделаешь). Главное, чтобы ты хотел людям принести пользу».
И, конечно же, образование должно идти через всю жизнь. Только так мы сможем соответствовать требованиям времени.
Высокое доверие
Сам Глава государства постоянно учится, подмечает полезные находки. На педсовете и в университете ему подарили новые учебники. Он тут же принялся их листать. Можно не сомневаться, что ознакомится досконально, сделает свои суждения. В Витебске его встретили представлением традиционной батлейки. Александр Лукашенко оценил и поручил продумать схожую церемонию встречи гостей во Дворце Независимости.В этом — рачительное отношение государственного деятеля к своему долгу, желание постоянно совершенствовать нашу страну, делать лучше жизнь белорусского народа, великого народа, как подчеркнул Президент.
«Что самое сложное в президентской жизни? Самое сложное — это доверие. Люди тебе верят, доверяют, они за тобой идут. Это самое сложное, это самое трудное. Нет ничего сложнее обязанности перед людьми», — уже не первый раз Глава государства формулирует свое кредо, ставшее смыслом его жизни.Такие встречи с преподавателями и студентами белорусских вузов будут продолжены. Чувствуется, что Президенту нравится подобное общение. Да и разговор выходит за рамки вопросов и проблем только системы образования или науки. Ведь те же студенты представляют срез всего народа. Они выходцы из разных регионов, из разных семей. Многое впитали от своих родителей, учреждений образования, уже имеют свой, пусть еще и небольшой жизненный опыт. Для них прямое общение с Главой государства останется одним из самых запоминающихся событий в их жизни, сделает духовно богаче. Диалоги Президента в вузах уже являются частью образовательного и воспитательного процесса, уроками мастерства для преподавателей.
И в ходе педсовета, и во время разговора в Витебске красной нитью проходила мысль, отражающая отношение Главы государства к образованию. Школа (в широком смысле слова, включая и университеты, и колледжи) — это храм, а учебник — икона. Потому и сфера образования не должна носить в себе никакой революционности. Конечно, изменения неизбежны — стремительная логика жизни требует этого. Но любые новшества следует привносить вдумчиво, аккуратно, бережно. Здесь нет места принципу «до основанья, а затем». И, конечно же, воспитание должно идти вместе с образованием.Вадим ГИГИН, депутат Палаты представителей, кандидат исторических наук.