Несомненно, промышленность является становым хребтом экономики. И не стоит увлекаться западными теориями постиндустриальной экономики, в которой превалируют исключительно услуги.
Но и сбрасывать со счетов экономическое значение сервисной экономики было бы совершенно неверно. Она у нас обладает весьма значительным потенциалом. И зримыми достоинствами, если проекты не концентрировать в столице и крупных городах, а выносить в районы.В этом разрезе многие сервисные отрасли (тот же туризм во всем своем многообразии) обладают даже некоторым преимуществом по сравнению с промышленностью, если речь идет об аутентичных сельскохозяйственных регионах без традиции индустриализации.
Во-первых, сохраняется экологическая первозданность, что является немаловажным и значимым фактором. Как ни крути, но поля, луга и леса выглядят лучше без промышленных предприятий. Даже если они не многочисленны и объективно не влияют на окружающую среду.
Во-вторых, сервисные проекты не требуют высококвалифицированной рабочей силы. А сотрудники промышленности не просто дефицитные в сельскохозяйственных регионах. Таких специалистов попросту нет. Конечно, их можно привлечь из городов. Но это связано с определенными сложностями, особенно если речь идет о глубинке. Преимущество сервисных отраслей в том, что большинство сотрудников можно быстро подготовить и обучить. Кроме того, нет жестких допусков по возрасту и здоровью. Поэтому работать в таких компаниях могут и немолодые люди. Не стоит забывать, что в небольших городах и поселках население совсем не юное. И этот фактор необходимо учитывать при разработке бизнес-планов.
В-третьих, сервисные компании способны создать спрос на широкий спектр местной продукции и стать катализатором для развития микробизнеса. Тот же туристический поток вполне может обеспечить покупателями органической продукции.
В той ситуации, в которой сегодня оказалась Беларусь в силу введенных рестрикций, пожалуй, как никогда сложилась благоприятная ситуация для развития услуг в небольших населенных пунктах. Туристическая отрасль сейчас переживает ренессанс. Растет внутренний спрос, увеличивается количество гостей из России. В представлении многих граждан в соседнем государстве Беларусь является европейской страной и в какой-то степени может заменить ЕС, который сегодня крайне недружелюбен к востоку. Более того, Беларусь еще и интереснее: отсутствует языковой барьер.
Однако не стоит сбрасывать со счетов и западных гостей. Хотя те же литовские власти ставят палки в колеса своим гражданам, но поездки в нашу страну по безвизу продолжают пользоваться популярностью.
Конечно, дела в отрасли и сейчас обстоят неплохо. Но почему бы не развивать это направление? И создавать центры с соответствующей гостиничной, развлекательной и другой инфраструктурой, включая и торговую. Вполне пригодится концепция аутлетов — крупных торговых «деревень», вынесенных далеко за пределы крупных населенных пунктов. Они могли бы привлекать для шопинга как белорусских граждан, так и наших гостей, в том числе и органической продукцией, которую у нас производят или могут производить небольшие компании. Но местных покупателей ею не очень-то и удивишь. А пробиться на торговые полки в крупных городах достаточно проблематично.
Комплексные подходы к формированию центров туризма и развлечений вполне могли бы дать новый толчок экономическому развитию регионов, причем принести существенный мультипликативный эффект в смежных отраслях. Конечно, всегда существует сомнение: а будут ли востребованы такие объекты вдали от крупных городов? Кажется более перспективным построить гостиничный комплекс или парк развлечений в Минске или его самых ближайших окрестностях. Исходя из тезиса, что бизнес должен приближаться к центрам потребления. И это является в какой-то степени справедливым.
С другой стороны, близость к Минску удаляет развлекательные объекты от других населенных пунктов. А ведь спрос на качественный отдых существует не только в мегаполисах. Он в общем и целом равномерно распределяется по всей Беларуси. Люди у нас мобильные, насыщенность домохозяйств автомобилями достаточно высокая, чтобы все объекты концентрировать исключительно в шаговой (условно, конечно) доступности.
Несомненно, эти идеи нуждаются во внимательном и глубоком изучении и проработке. Тем более что создание туристических центров требует достаточно серьезных инвестиций. Как в строительство непосредственно объектов, так и инфраструктуры в целом. К примеру, дорожной, чтобы пути подъезда являлись удобными, дружелюбными и беспроблемными. Многофункциональные туристические комплексы способны сделать окупаемыми вложения в инфраструктуру районов. А она является тем фактором, который привлекает жителей. Тех же высокооплачиваемых работников, которые могут трудиться удаленно, хотят проживать в живописной местности, но при этом пользоваться всеми благами цивилизации. Словом, проекты в сфере услуг вполне могут быть очень перспективными для экономического развития регионов. По крайней мере, некоторых из них. Благо сегодня спрос на услуги существует устойчивый. И его надо удовлетворять.
volchkov@sb.by