В условиях западной блокады Азия естественным образом превращается в мировой производственный, торговый, финансовый, технологический и логистический хаб. Разумеется, коренная перестройка (или, скорее, ломка) прежних отношений и порядка вещей будет болезненной и затяжной: придется более глубоко и разветвленно продолжать встраиваться в азиатскую экономику, причем зачастую не на самых выгодных условиях. Однако, похоже, другого пути у нас практически нет.
На пути к поставленным целям
На днях Премьер-министр Беларуси Роман Головченко в числе важнейших задач назвал переориентацию экспорта, выпадающего с рынков Запада и Украины на дружественные страны, в первую очередь РФ и КНР, а также другие традиционные наши партнеры. Разработан комплексный план поддержки экономики. На подходе еще один документ — специальный декрет, призванный консолидировать усилия государства, бизнеса и общества в быстро меняющихся условиях.
Ни в коем случае не ставя под сомнение и не умаляя значимости принимаемых антикризисных мер, очевидно, что все они в большей степени из разряда тактики. Стратегия же — это специализированный план достижения долгосрочных целей, приоткрывающий дальние горизонты. В нашем случае уместно говорить о комплексной стратегии управления экономическим будущим страны.
Стратегия направляет действия государства к желаемым целям, минимизировав нескоординированные, разрозненные и, возможно, контрпродуктивные шаги. Она обеспечивает относительную стабильность в условиях кризиса. Даже если базовые настройки претерпят коррективы, задаст общую точку отсчета.
Базируется стратегия на комплексном анализе наиболее важных внутренних и внешних факторов, которые важно принимать во внимание для синхронизации этих двух треков. Хорошая стратегия всегда проистекает из тщательного и глубокого анализа положения страны в мире, глубокого знания своих сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также четко сформулированных целей. Такой набор базовых параметров призван помочь выбрать оптимальные векторы приложения усилий и ресурсов.
Залогом успешной реализации стратегии является уникальная система действий — инновационный национальный курс, специально разработанный для достижения поставленных целей.
Отталкиваясь от теоретических выкладок, а также имеющихся в БИСИ экспертных наработок, не претендуя на истину в последней инстанции, для широкого обсуждения предлагается примерная структура национальной стратегии «поворота в Азию».
1. Преамбула (основные положения) с раскрытием важности и своевременности разработки стратегии, а также определений основных понятий и терминов.
2. Цель и основные задачи стратегии.
3. Основные тенденции международной обстановки. Роль и место Республики Беларусь в современном мире.
4. Базовые приоритеты Беларуси в Азии с разбивкой по субрегионам.
5. Ключевые внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на устойчивое развитие государства.
6. Баланс сильных и слабых сторон Беларуси в контексте текущего положения страны.
7. Фактическая ресурсная обеспеченность стратегии, а также имеющиеся резервы и возможности для ее реализации.
8. Внутренние и внешние риски, вызовы и угрозы, способные оказать влияние на реализацию стратегии.
9. Система мер и обеспечения реализации стратегии, включая индикаторы оценки эффективности.
Будущее — в наших руках
Не стремясь предложить завершенный проект будущего документа и оставляя место для последующих дискуссий (и очень на их рассчитывая), я попытался набросать широкими штрихами приблизительную систему мер с разбивкой по ключевым сферам.В политической сфере в качестве первоочередных мер предлагается:
• перебалансировка основных направлений внешней политики, в том числе с фиксацией концепта «поворот в Азию» в соответствующих концептуальных документах (концепциях внешней политики и национальной безопасности);
• качественное и количественное укрепление мотивированными и профессиональными кадрами дипломатического присутствия в ключевых субрегионах Азии;
• диверсифицированная и более глубокая интеграция в политическое, экономическое и культурно-цивилизационное пространство Азии;
• системное использование потенциала и возможностей сообщества зарубежных выпускников белорусских вузов. По данным Министерства образования, в прошлом году по основным и дополнительным программам в Беларуси ежегодно обучаются не менее 25 тысяч иностранных студентов из более чем 100 стран;
• создание предпосылок для обеспечения цивилизационного баланса по линии Восток — 3апад;
• качественное и физическое наращивание разнопланового национального присутствия в целевых странах («мягкая сила»).
В экономической сфере первоочередными мерами видятся:
• системная поддержка диверсификации экспорта в страны Азии, в том числе при опоре на местные финансовые и биржевые инструменты, а также комплексный научно-обоснованный подход (экономико-математическое моделирование);
• разработка национального бренда Беларуси с широкой трансляцией отечественных «историй успеха»;
• создание института «бизнес-послов» на базе задействования ресурсов малого и среднего бизнеса, имеющего опыт и глубокое понимание специфики бизнеса в конкретных регионах и странах.
В информационной и гуманитарной сферах успешной реализации стратегии способствовали бы следующие меры:
• консолидация усилий экспертного и академического сообщества в целях повышения массовой осведомленности населения, профессиональных сообществ в отношении азиатских перспектив и смещения таким образом этой тематики в центральную часть массового сознания, в том числе посредством целевой социологии;
• повышение качества и глубины аналитической работы в госорганах и реальном секторе, что представляется существенным условием повышения конкурентоспособности экспорта на азиатских рынках, подверженных жесткой конкуренции;
• совершенствование национальной научной школы востоковедения. Каждая часть Азии должна стать объектом научных исследований, а востоковедение — отдельной областью научного знания. При этом необходимо максимально «затачивать» образование под нужды реального сектора экономики;
• создание (в том числе в кооперации с ведущими образовательными центрами Азии) основ отечественной бизнес-школы, включая разработку образовательных программ по теме «бизнес по-азиатски» с целевой страновой специализацией;
• государству нужны специалисты-востоковеды, не только глубоко разбирающиеся в происходящих в странах Азии событиях и процессах, понимающие важность Азии для экономического будущего страны, но и способные предлагать конкретные пути решения стоящих задач;
• систематизация данных о выпускниках белорусских вузов, интегрированных в деловую среду стран Азии, более системное задействование их потенциала и возможностей;
• выработка механизмов синхронизации опыта и усилий государства, предпринимателей, сектора образования и экспертного сообщества на основе синергии их компетенций и знаний.
Как при составлении любого другого программного документа важны принципы. На мой взгляд, этот случай не является исключением, поэтому предполагаю их набор в следующем изложении:
• централизация процесса разработки и реализации стратегии на основе единого координационного центра, наделенного соответствующими полномочиями и административным ресурсом;
• увязка стратегии с другими документами стратегического планирования: концепциями национальной безопасности, внешней политики, Программой социально-экономического развития Беларуси на 2021—2025 годы, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, другими;
• мобилизация основных ресурсов и активов на приоритетных (главных) направлениях — принцип «главного звена» мобилизационной (антикризисной) экономики;
• консолидация усилий всего экономического блока, активное привлечение потенциала малого и среднего бизнеса;
• уход от любой моноцентричности к географической диверсификации (несколько точек опоры в каждом субрегионе);
• приоритет потребностей партнеров над собственным предложением, гибкое и оперативное реагирование на их запросы;
• ориентация на доктринальные (программные) документы развития целевых государств, особенно на региональном уровне;
• учет этноконфессиональных, национальных, культурных и иных особенностей целевых государств, а также нюансов местной деловой практики.
В первом приближении на этом, пожалуй, можно остановиться…
В любых делах при максимуме сложностей лучший способ пережить кризис — кардинально изменить свое мышление и стиль работы, перестать жить прошлым. А еще нужно не фокусироваться на негативе, начать искать новые возможности и реагировать на происходящее рационально и прагматично: кризис — это всегда еще и возможность. Наше будущее — в наших руках.
Поэтому данной статьей автор анонсирует начало дискуссии по вопросу разработки прототипа проекта антикризисной стратегии «поворота в Азию», к активному участию которой приглашаются все неравнодушные и заинтересованные люди.
При должной активности и поступлении достаточного количества предложений к осени мы могли бы выйти на организацию на базе БИСИ международной экспертной конференции, в рамках которой смогли бы обсудить все идеи и, вероятно, сверстать проект стратегии.
Юрий ЯРМОЛИНСКИЙ, аналитик Белорусского института стратегических исследований.
Связаться с автором можно по адресу: yarmolinskiy@bisr.by.
В ТЕМУ
«Белгоспищепром» наращивает географию экспорта в страны Востока
Одна из отраслей, в последние годы заметно нарастивших присутствие на полках стран Востока, находится в ведении «Белгоспищепрома». В концерне «Р» рассказали о промежуточных результатах работы в этом направлении.В частности, в 2021-м концерн заработал более 403 миллионов долларов на экспорте продуктов питания. Почти половину этой суммы принесли продажи в России. Однако список импортеров белорусской продукции медленно, но верно пополняется. Так, в прошлом году в него вошли Афганистан, Саудовская Аравия, Ливан, Ливия, Исландия, Оман, Ирландия и Пакистан. Экспорт в эти страны принес концерну более миллиона долларов.
Одно из перспективных направлений — продажи товаров в КНР. За последние пять лет экспорт в Поднебесную предприятия концерна увеличили более чем в 11 раз. А в 2021-м по отношению к 2020-му — прибавление более чем на 68 процентов. В прошлом году в ассортимент реализуемых в КНР товаров добавили фруктовое детское питание, овсяные хлопья, заключили контракт на поставку пива. В целом же доля поставок в Китай в общем объеме экспорта концерна выросла с 0,5 процента в 2017-м до 6,1 процента в 2021-м. Потенциал поставок предприятий концерна в КНР растет. Так, за последние пять лет экспорт сахарной отрасли увеличился в 28,6 раза, кондитерской — в 19,3, масложировой — в 3,4, алкогольной — в 2,6, пивоваренной — в 2,4 раза.
По сути, речь идет уже о стратегическом партнерстве, нюансы которого предстоит шлифовать, считают в «Белгоспищепроме». В концерне настроены не только укреплять имидж уже полюбившихся товаров как полезных и безопасных, но и имидж всей белорусской продукции. Привлекательна для наших производителей и финансовая сторона вопроса: растущее благосостояние китайского населения повышает спрос на продукцию премиум-сегмента. Это позволяет рассчитывать на большую выручку от реализации товаров с высокой добавленной стоимостью.
Мария ДРУК.
druk@sb.by