Совместный ответ
Современные условия диктуют свои правила игры. И уже очевидно, что укрепление деловых связей и расширение сотрудничества регионов двух стран помогут повысить устойчивость экономики Союзного государства. Это понимают не только политики. Данным принципом руководствуются бизнес и промышленность. Для того чтобы успешно противостоять западным ограничениям, Россия и Беларусь перешли к ускоренному импортозамещению в машиностроении. Плюс активно идет процесс взаимодополнения. На сегодняшний день на уровне Минпрома Беларуси и Минпромторга России утверждены паспорта по многим перспективным импортозамещающим инвестиционным проектам, рассказал министр промышленности нашей страны Александр Ефимов:— Согласно договоренностям и разработанным программам с российскими коллегами на сегодняшний день идет реализация 27 импортозамещающих интеграционных проектов.Все они финансируются в том числе за счет предоставляемой кредитной линии Российской Федерации. В этой части работа не останавливается. Мы ведем наработку нового пула проектов, и в ближайшее время к глобальным проектам добавятся новые. У нас появятся востребованные союзные продукты и комплектующие. Важно иметь не только готовую продукцию, но и всю компонентную базу, которая нужна для ее производства. И эта стратегическая задача шаг за шагом министерствами промышленности в дальнейшем будет решаться. Такие договоренности у нас имеются.
Напомним, соглашение о выделении белорусской стороне кредита на 105 млрд рублей, который будет направлен на реализацию проектов в сфере импортозамещения на фоне западных санкций, Минск и Москва заключили в ноябре 2022 года. При кооперации с российской стороной предусматривается, что выполняться проекты будут в Беларуси. Все они направлены на укрепление технологического суверенитета Союзного государства и обеспечат дальнейшее динамичное развитие промышленного комплекса двух стран.
Ощутимый результат
Первые пять проектов будут завершены в 2025 году. Один из них — «Модернизация производства ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-Холдинг» на 2020—2025 годы». Он направлен на модернизацию действующего производства и освоение новых технологий для обновления производственных мощностей и расширения технических возможностей по производству карьерных самосвалов, строительно-дорожной техники и спецтехники, повышение конкурентоспособности производимой продукции. Предприятие привлекает средства кредита, выданного Россией, в основном для модернизации собственных производственных мощностей и увеличения потенциального объема производства техники. Мощности предприятия после реализации этого проекта должны вырасти на 20 процентов, уверен генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-Холдинг» Сергей Лесин:— Уже на сегодняшний день нами обновлено свыше 50 единиц оборудования. Использованы для этого средства на сумму около 50 миллионов долларов. Общий объем инвестиционного проекта — более 250 миллионов долларов. Мы получили средства на льготных условиях. До конца 2025 года ожидается поступление не менее 70 единиц оборудования, которое позволит нам не только увеличить объемы производства нашей продукции, но и повысить ее технико-экономические показатели. Кроме того, это даст нам возможность оптимизировать себестоимость выпускаемой продукции, что тоже положительно отразится на ценах, которые мы предлагаем нашим клиентам в Российской Федерации.
— Наши партнеры постепенно наращивают объемы, которые нам нужны, а недостающие мы перекрываем из дружественных стран, — рассказал гендиректор. — Уже в следующем году, думаю, мы полностью закроем все объемы. Кроме того, есть знаковый проект по созданию совместного предприятия в Пинске, которое уже выпускает аксиально-поршневые насосы. Ранее это была продукция, выпускаемая в странах Западной Европы, а сейчас это совместный продукт с российской компанией.
Также реализуются два проекта с российскими производителями по таким сложным компонентам, как двигатели внутреннего сгорания.
— Продукты не самые простые к освоению, но мы движемся, опытные образцы либо в состоянии сборки испытаний на наших полигонах, либо уже в полях в эксплуатации. Смотрим, как это все работает и какие нужно внести коррективы для повышения надежности техники. Первые результаты положительные, — отметил Сергей Лесин. — Российский рынок для нас основной. Это не только рынок потребителей, но и партнеров по технологической кооперации.
В ближайшее время своих потребителей, в том числе и российских, БЕЛАЗ порадует импортозамещающими новинками.
— Мы работаем над получением опытных образцов импортозамещенной техники. Это касается как части контроллеров, систем управления, того, что называется «железом», так и программного обеспечения. Первую задачу мы уже выполнили: машина прошла приемо-сдаточное испытание в декабре прошлого года, — рассказал гендиректор. — Сейчас мы решаем вопрос получения собственного программного продукта для управления всем этим комплексом. До конца года эта задача будет решена, и мы, помимо машин, которые сегодня можем реализовывать на сторонних решениях, со следующего года планируем уже реализацию самосвалов, полностью выполненных применением белорусских комплектующих и белорусского софта.
Кроме автономных машин, с нынешнего года каждый самосвал комплектуется системой, которая позволяет посредством мобильной связи, индустриального Wi-Fi отслеживать работу техники. Собирается более 200 параметров работы различных узлов карьерного самосвала, и именно в этом продукте используется уже искусственный интеллект.
Шлифует до блеска
Не секрет, что станки — основное средство производства. Без качественного станочного оборудования невозможно выпустить нужную продукцию, в том числе для машиностроения. Беларусь и Россия в условиях ограничений и санкций оперативно приняли необходимые решения и сегодня активно развивают взаимодействие в данной сфере. Результат совместной работы наглядно продемонстрирован на международной специализированной выставке «Металлообработка‑2024» в мае в Москве. Речь идет о союзном станке.— Пять станков различной модификации были представлены на выставке. Их особенностью стало то, что они на 100 процентов состоят из комплектующих Союзного государства, в том числе наиболее важная часть — система управления, — отметил директор ОАО «Институт Белоргстанкинпром» Владимир Туровец. — Перед заводами стоит стратегическая задача в кратчайшие сроки освоить производство современных станков нового типа. С этой целью реализуются инвестиционные проекты за счет поддержки Российской Федерации.
МНЕНИЕ
Доктор экономических наук Валерий БАЙНЕВ:
— Совместные усилия наших двух стран нацелены на углубление интеграционного взаимодействия, только объединив их, можно эффективно противостоять санкциям. Наши страны активно перешли от сотрудничества в рамках простой кооперации к взаимному инвестированию в совместные промышленно-производственные проекты. Важно, что взаимодействие основывается на рациональном распределении ограниченных ресурсов и функций при совместном производстве продукции. Сегодня на таких принципах, например, взаимодействуют не менее 20 российских и более 50 белорусских предприятий, производящих сельхозмашиностроительную продукцию. Импортозамещение — ключевой вопрос. Оно позволяет обеспечить технологический, финансовый и продовольственный суверенитет. А главное — безопасность наших стран.
sichevich@sb.by
Фото sb.by