Что делается для сохранения исторической правды

Важно помнить

Рижский мирный договор 1921 года очертил советско-польскую границу всего в нескольких десятках кило-метров от Лунинца. О том, как под-писание этого документа повлияло на судьбы местных жителей и почему в 1939-м они были искренне рады приходу Красной армии в город, узнала корре-спондент «НГ».

Если за первые два десятка лет ХХ века население Лунинца увеличилось более чем в два раза, то в период с 1919 по 1939 год оставалось практически неизменным.

Держались своей веры

Журналист, писатель, краевед Татьяна Конопацкая потратила много времени и сил, чтобы узнать, как на самом деле жилось лунинчанам «при поляках» до 1939-го. Общалась и с теми, кто непосредственно пережил те непростые времена, и с их потомками. Истории легли в основу газетных материалов и книг, некоторым еще предстоит быть опубликованными.

Некоторое время назад бытовали мифы о том, что в Западной Белоруссии (в отличие от Восточной, где народ ­будто голодал) люди были зажиточными.

— Вновь и вновь приходилось повторять: все относительно. И призывать читать документы! «Райские» условия жизни на «крэсах всходних» Польши существовали для сравнительно небольшой части населения. Большинство же крестьянства было оторвано от «удобств цивилизации», — отмечает Татьяна Васильевна. — В 1927-м даже лунинецкий староста характеризовал условия жизни полешуков как «невыносимые», а поветовый врач в своем отчете писал: «…Дома строятся низкие, малые, обычно из одного помещения, с небольшим проемом для окон и дверей, чтобы не тратилось тепло. В большинстве таких строений отсутствовал пол, его заменял песок. Стены, понятно, совсем не штукатурились. ...Питанием для крестьян служат почти что исключительно хлеб, картошка и небольшое количество солонины как «окраска» для еды. Мясо крестьяне ели обычно два раза на год, по большим праздникам».

Не лучше жилось и горожанам. Так, сохранились воспоминания помощника машиниста паровозного депо Ивана Лобачевского. «При Польше» мужчина был поставлен перед выбором: или переходи в католичество, или будешь уволен. В итоге грамотный человек с редкой и нужной в то время в Лунинце специальностью был вынужден наниматься на сезонные работы, а затем освоил ремесло сапожника.

Машинист паровозного депо Антон Хведченя. В середине 1920-х тоже из-за религиозной дискриминации был уволен. Смастерил «козлы», ходил по улицам и предлагал пилить дрова. Так и выживали.

Или еще один пример: кочегар паровозного депо Семен Уласик и его жена София воспитали 11 своих детей и двоих приемных. Их сын Михаил окончил польскую гимназию на отлично. Власти предложили: меняй вероисповедание — сделаешь карьеру. Юноша остался православным…

— Во время Великой Отечественной Михаил был связным партизанского отряда «За Родину» (два его брата — тоже партизаны), в июле 1944 года был призван в Красную армию. Дошел до Берлина. После войны продолжил получать образование, затем работал главным бухгалтером маслозавода в Клецке, — рассказывает Татьяна Конопацкая. — Вот о таких людях я и пишу книги.

Нам вернули Родину

Но каково же личное отношение Татьяны Конопацкой к событиям сентября 1939-го?

— В сентябре 1939 года Сталин, отдав приказ об освободительном походе Красной армии, вернул западным белорусам их родину, — говорит ­краевед и подмечает: — Нельзя оценивать прошлое по меркам сегодняшнего дня. Главное — быть честным перед Богом и сохранить любовь к окружающим.  

Исследования продолжатся

Впечатляющее любопытство по отношению к истории родного края проявляет и лунинецкая молодежь. Илья Тельпук этим летом в Брестском государственном университете имени А. С. Пушкина защитил дипломную работу, посвященную жизни родного города в период с 1921 по 1939 год.

— Эта тема привлекла меня еще до того, как 17 сентября стало государственным праздником. Я отправился в Государственный архив Брестской области, где, по сути, хранится основной массив документов по истории ­Полесья, — рассказывает молодой человек.

К каким выводам он пришел? В двух словах, польский период для Лунинца стал временем запустения и регресса. Как и вся Западная Белоруссия, город превратился в аграрный придаток и зону культурной экспансии Польши.

— В Лунинце практически отсутствовала промышленность, а крупный железнодорожный узел не мог работать в полную мощь из-за отсутствия связи с восточной стороной. Польская власть осуществляла репрессии по отношению к местным жителям, имела место дискриминация православного большинства, во второй половине 1930-х усилилось давление на евреев, — говорит молодой историк и приводит пример: — Активный член коммунистического подполья в Лунинце А. Лобачевская вспоминала: «В ­1930-е в Польше возник фашизм. Под лозунгом «Польша для поляков!» начались гонения на нацио­нальные меньшинства. Белорусов увольняли из всех учреждений». Доказательство этих слов — официальная статистика. На 15 ноября 1932 года в 85 начальных школах Полесского вое­водства, куда входил и Лунинец, среди учителей были 187 поляков, 8 украинцев и только 1 белорус. При этом известен факт: в 1933-м никто из местных призывников не указал свою национальность как польскую.

Железная дорога в Лунинец была проложена еще во второй половине XIX века по распоряжению российского императора Александра III.

Отрадно то, что при всей сложности положения лунинчане не сдавались и не хотели забывать о том, кто они есть. В районе действовало коммунистическое подполье. Илье удалось найти информацию о том, что в конце ­1930-х польское влияние в регионе сами же поляки оценивали как катастрофическое. Исправить ситуацию они планировали с помощью радикальных мер: введения полного запрета на приобретение любого недвижимого имущества ­неполяками, исключительного замещения поляками должностей в государственной администрации, самоуправлении, школе, насильственного исключения евреев из ключевых сфер экономики.

— Сегодня я в полной мере осознаю важность Дня народного единства. Хотя, должен признаться, в нашей семье 17 сентября всегда было памятной датой: память о тяжелой жизни «под поляками» и радость от объединения двух частей страны передавались из поколения в поколение, — подчеркивает молодой человек.

Исторические исследования по теме Илья Тельпук планирует продолжать: с этого года он магистрант исторического факультета БГУ.

В ТЕМУ

Вместе с Красной армией осенью 1939-го в Лунинецкий район пришли электричество и радио. Во многих домах появились точки приема радио­волн из Минска и Москвы. Уже 23 сентября 50 тысяч газет было отправлено в Западную Белоруссию для розничной торговли. В городе продавались «Правда», «Известия», «Труд», «Советская Белоруссия», «Звязда», а через некоторое время — пинская «Полесская правда» и местный «Авангард» (ныне «Лунінецкія навіны»). И слова из популярной в то время песни хора Пятницкого о том, что по деревенской улице «от избы до избы зашагали торопливые столбы», стали для многих реальностью. Газета «Авангард» сообщала, что электричество подведено к домам и уличным фонарям на отдаленных улицах города.

kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter