Премьера «Прекрасная Елена» продемонстрировала мощный творческий потенциал всей труппы Музыкального театра

Вас вызывает Спарта

В Музыкальном театре — новая премьера

В Белорусском государственном академическом музыкальном театре состоялась долгожданная премьера оперетты Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена» в постановке главного режиссера заслуженного деятеля искусств Михаила Ковальчика. Премьера приурочена к 80‑летию мэтра, которое он отметил в этом году. Два дня аншлага, оваций и цветов доказали, что в театре состоялось большое творческое событие. Перед показом юбиляра тепло поздравили директор театра Сергей Пукита и художественный руководитель театра Адам Мурзич.


— Наша первая встреча состоялась в тот непростой период, когда образовался некий вакуум вокруг мюзикла «Софья Гольшанская»: никто из режиссеров не хотел брать его в работу, — вспоминает о начале совместного творческого пути Адам Османович Мурзич. — Мы остались с композитором Владимиром Кондрусевичем один на один с этим проектом. И вдруг мне говорят: «А зачем вы кого-то ищете? В Минск вернулся Михаил Ковальчик!» Мы познакомились, и он сделал спектакль, который получил Национальную театральную премию. И через какое-то время стал нашим главным режиссером. Я благодарен ему за то, что он всегда дает дорогу нашим артистам. Многие из них в его спектаклях раскрылись по-новому.

По поводу нынешней премьеры худрук Музыкального театра отметил:

— «Прекрасная Елена» — сложнейший музыкальный материал, сам композитор называл эту оперетту оперой. Она написана на выдающиеся голоса, на выдающееся владение оркестром и хором. Это наш подарок Михаилу Станиславовичу, которого мы бесконечно ценим как мастера с собственным творческим видением. По-моему, у нас все получилось. 

Михаил Ковальчик.
«Прекрасная Елена» — это большой шаг вперед для нашего театра и наших артистов — и в музыкальном смысле, и в плане драматической игры. Не каждый театр сегодня решится на подобный материал.
По определению самого композитора Жака Оффенбаха, «Прекрасная Елена» — опера-буфф. За 150 лет существования ее ставили почти все музыкальные театры мира. Спектакль переносит нас в Древнюю Грецию, в Спарту. Действующие лица оперетты — музы, боги и богини, которые живут среди древнегреческих граждан — царей, поэтов и представителей демоса. В основе сюжета — миф о похищении Парисом прекрасной Елены, дочери Зевса и Леды, жены спартанского царя Менелая, в результате которого началась Троянская война, воспетая в поэмах Гомера. Однако известный древний миф здесь изложен остроумно и иронично, с оригинальными шутками и задевающими за живое каламбурами. Тема противостояния гармонии и хаоса, мира и вражды становится в премьере ключевой.


В спектакле получился дивно слаженный актерский ансамбль. В роли Елены предстала народная артистка Маргарита Александрович. Спартанского царя Менелая воплотил заслуженный артист Виктор Циркунович. В образе жреца храма Марса, коварного Калхаса, затевающего интригу, направленную на вражду, зрители увидели заслуженного артиста Антона Заянчковского. Влюбленного Париса исполнил Евгений Ермаков. Свое актерское обаяние вносят Лидия Кузьмицкая в роли Парфениды и Ольга Железкая в образе служанки Порции. Сергей Сутько примерил на себя доспехи легендарного полководца Ахилла. Ироничен и остроумен Сергей Спруть в роли помощника Калхаса Плутона. Меломаны наверняка посмотрят премьеру в двух заявленных в спектакле составах.

Маргарита Александрович.

— В классической оперетте к артистам предъявляются повышенные требования, — считает Михаил Ковальчик, — и наши артисты с честью их выполнили. Музыка и сам жанр оперы-буфф — это новая высота для нашей труппы. Буффонада — жанр, в котором все несколько преувеличено, в нем много острот, гротеска, в некотором смысле это карикатура — и здесь важно удержаться на грани. Откровенной пародии и хохмачества все-таки быть не должно.

За дирижерским пультом «Прекрасной Елены» блистает главный дирижер театра Юрий Галяс. Хореографию поставила главный балетмейстер балета оперетты и мюзикла Елена Дмитриева-Лавринович.

Народная артистка Беларуси Наталия Гайда не скрывала на премьере радости, что репертуар театра пополнился изысканным произведением Оффенбаха.

Наталия Гайда.

— Я думаю, сам по себе спектакль для восприятия несложный, — считает Наталия Викторовна. — В том смысле, что все читали древнегреческие мифы, знакомы с героями. Другой вопрос, что мифология преобразована здесь в яркий театральный спектакль, в котором все достаточно красочно, красиво и преувеличено. Но это не чистое развлечение, премьера ставит перед зрителем свои вопросы, он должен задуматься над ними, сделать свои выводы. Есть, на мой взгляд, и уместные современные ассоциации: всегда лучше торговать, а не воевать.


По словам Наталии Викторовны, театр впервые осваивает своеобразный музыкальный мир композитора Оффенбаха:
— Мы впервые с ним столкнулись, как-то прошли мимо этого композитора, а он не такой простой. Оффенбах — это и комедия, и ирония, и шутовство, и лукавство, если хотите. И не так просто все его грани сразу освоить. Их надо разгадывать постепенно. 
Думаю, спектакль будет расти и совершенствоваться в дальнейшем.
За 150 лет существования оперетты «Прекрасная Елена» ее поставили почти все музыкальные театры мира.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter