Варивода: автомобильный рынок движется к большей прозрачности

Вызовы, с которыми столкнулся белорусский авторынок в прошлом году, будут ощущаться и в 2022-м. Один из главных -- падение продаж новых автомобилей. Об этом рассказал Сергей Варивода, член правления Белорусской автомобильной ассоциации “БАА”:


-- Очевидно, что в 2021 году по отношению к 2020-му, мы потеряли 11,2% общего рынка легковых автомобилей (в него включены также и легкие коммерческие автомашины). Новых легковых, а в Беларуси продаются 32 мировых автобренда, в 2021-м было продано 41 217 штук – это минус 10,5 % к уровню 2020 года. Легковых коммерческих реализовано 5 260 единиц: минус 2% к объемам 2020-го. Таким образом, 46 837 подобных автомобилей было продано белорусскими автодилерами за минувший год. Моя оценка: состояние белорусского авторынка сейчас находится между 2017-2018 годами.

По словам Сергея Вариводы, в Белорусской автомобильной ассоциации “БАА” ожидают подписания Указа Президента № 504 в его новой редакции: он регулирует сделки по отчуждению транспортных средств, в значительной степени это касается автомобильных дилеров. Согласно этому документу, планируется упразднить пресловутую «счет-справку». Это документ строгой отчетности, подтверждающий приобретение транспортного средства. На ее основании покупатель может поставить приобретенную машину на учет в ГАИ. Счет-справку выписывают юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие лицензию на торговлю автомобилями. Будет также упрощен порядок регистрации письменных договоров, заключаемых между физическими и юридическими лицами, закреплена обязанность безналичных расчетов по сделкам между физическими и юридическими лицами, независимо от того, кто является продавцом и покупателем автотранспорта.

Таким образом, наш автомобильный рынок потихоньку движется к большей прозрачности. Сергей Варивода надеется: что все прежние документы, ранее сыгравшие положительную роль в сфере автобизнеса (среди них 140-й, 119-й указы), в том числе об ограничении стоимости приобретения автомобиля для нужд организаций по цене не более 25 тысяч евро, со временем уйдут в небытие.

Что касается президентского Указа № 140, регламентирующего ввоз автотранспорта для определенных категорий граждан страны на льготных условиях, то, по мнению эксперта, он значительно ограничивает развитие белорусских производителей автомобилей. Если бы в Беларуси не было такого большого объема, так называемого неорганизованного ввоза автомобилей и электромобилей по этому документу, ситуация могла бы быть совершенно иной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter