Женщина - главный пивовар на старейшем в Беларуси пивоваренном предприятии

Варить на совесть

Многие уверены, что варить пиво — удел мужчин. Но этот случай особый. На старейшем действующем в Беларуси пивоваренном предприятии начиная с момента его основания в 1864 году минской мещанкой Рохлей Фрумкиной у руля часто оказывались женщины. Стоит ли удивляться, что и сегодня главный пивовар завода «Аливария» — Наталья Орлова?



— Конечно, о такой профессии с детства не мечтала, — признается Наталья. — Помню, как прочла «Открытую книгу» Каверина и мне захотелось спасти весь мир. Поэтому прочили меня в медики. Хотя были и другие увлечения: математика и спорт.

После окончания спортивной школы–интерната в родном Витебске Наталья переехала в Могилев, где была самая лучшая в стране на то время база по подготовке метателей копья. Так что когда встал вопрос, куда поступать, выбирала из того, что было рядом. Пришла в технологический институт (ныне Могилевский государственный университет продовольствия), изучила список специальностей. И в самом конце прочла: «Технология бродильных производств и виноделия». Подумала: какое романтическое название...

Несмотря на то что к экзаменам нужно было готовиться в промежутках между соревнованиями, поступила без проблем. Говорит, учиться было интересно. А вот работать по специальности стала не сразу. Сначала спорт перетягивал в списке приоритетов — Наталья выступала за сборную СССР среди юниоров. Потом появились семья, двое сыновей... На производство пива попала только спустя 10 лет — в 2005–м, после того как переехала в Минск. Завод искал мужчину на вакансию мастера на участке ферментации. Но Орлова убедила, что справится:

— Наконец получилось связать полученную ранее теорию с практикой. Я буквально все трубы прощупывала руками, пыталась разобраться, куда они идут. Здесь же паутина всяких линий, емкостей, насосов... Это был очень хороший опыт, чтобы погрузиться в профессию. Потом меня назначили на должность начальника участка. А спустя 6 лет освободилась и вакансия главного пивовара.

Пивовар легко ориентируется в паутине  оборудования на предприятии.

Наталья шутит, что у нее 8–часовой рабочий день: с 8 утра до 8 вечера. В рабочем кабинете — образцы бутылок пива, которое варили на предприятии в разные годы. А главный рабочий инструмент — ноутбук, в котором можно отслеживать все процессы, начиная от поступления сырья и до розлива готового напитка. Впрочем, основная часть рабочего дня пивовара проходит все же на производстве. Начиная с утренних совещаний: сначала в цехе пивопроизводства, затем в цехе розлива. Собеседница признается: делать пиво — это гармоничное сочетание руководящей работы и творчества. Вообще, каждое пиво имеет свой собственный описательный профиль: плотность, содержание спирта, основные физико–химические параметры, ароматика, карбонизация и т.д. Постоянство вкуса поддерживается технологическим процессом. Для этого на производстве буквально все оборудование напичкано датчиками: температуры, давления, времени... Программы прописаны под каждый сорт. Но практически каждую осень их нужно корректировать. Ведь урожай (сырье) год от года отличается, а вкус готового продукта на полках магазинов должен оставаться неизменным. Вот и первая творческая задача. А кроме классических сортов на заводе, конечно, поддерживают и линейку специалитетов.

— Процесс разработки нового сорта довольно долгий. От исследований рынка и изучения возможностей предприятия (понадобятся ли дополнительные инвестиции) до составления рецептуры и подбора сырья. Тут уж не только творчество, но и математика с экономикой подключаются, — рассказывает пивовар.



— Так вас, наверное, и с черпаком в руках можно застать?

— Только если дома на кухне, — смеется. — Правда там, сколько я ни собираюсь сварить пиво, все равно получается борщ. На остальное просто не хватает времени... А на предприятии другие подходы и другие объемы. Тут нужно обладать профессиональной интуицией: при составлении рецептуры заранее понимать, хорошее ли получится сочетание. Ведь даже если варим пиво «на пробу», все равно это не менее 7 тысяч дал. Всего же у нас за сутки с конвейера сходит около полумиллиона литров.

— А что делать с напитком, если...

— Не было такого «если», — останавливает меня Наталья на полуслове. Говорит, даже когда что–то специфическое варят, берут за основу уже готовые образцы — свои или других предприятий. Или же просят коллег отработать новую рецептуру на мини–пивоварне. — С этой стороны нашему заводу, который входит в международную корпорацию, проще в разработке новых сортов. Ведь продукция компании представлена на рынках с самыми разными традициями пивоварения: европейскими, азиатскими, африканскими... И для меня все эти рецептуры открыты. В Японии, например, больше принято варить пиво с использованием риса. А в странах Африки — сорго. У нас же ячмень — сырьевая база для классического европейского пива.



Наталья уверена, что пивовара не может быть без увлеченности и постоянного горения своим делом:

— Плюс — я люблю пиво.

Для собеседницы это философия, напиток под настроение, который она предпочитает порой даже шампанскому на Новый год. Главное же — культура потребления и чувство меры.

— К тому же наш завод находится в таком историческом здании, где и стены помогают работать. Не зря же есть расхожая фраза: «Пиво — это солод, холод и совесть пивовара». А тут этой совести — в каждом кирпиче.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter