“Работать не заставишь”. Почему люди без профессии никогда не получат зарплату в 1000 рублей

Вам — деловое предложение

Малоритский район — край приграничный. Белорусско-украинский кордон на протяжении десятилетий был одним из главных источников заработка для жителей окрестных сел. Соблазн подзаработать, купив что-то в Украине и перепродав в Беларуси, ну или наоборот, очень велик. Из одной страны в другую контрабандными тропами переправляли все, что можно переправить: сигареты, топливо, баулы с одеждой, сало, спиртное, лошадей, автомобили и даже трактора. В последние годы жизнь контрабандистов осложнилась. Они вынуждены выходить из тени, официально устраиваться на работу. А вот с этим часто возникают проблемы. Корреспондент «Р» отправился на место, чтобы понять, как в регионе будут претворять в жизнь нормы президентского Декрета № 1 о содействии занятости населения.

Малоритский консервно-овощесушильный комбинат — один из главных работодателей в районе.
фото автора

«Заработать можно. Было бы желание»

Центр сельсовета — деревня Олтуш. Здесь еще строятся новые дома, на улицах бегает детвора. Председатель сельисполкома Витольд Петкевич приглашает в кабинет:

— Молодежь, как правило, живет в Олтуше и Дворищах. Всего же в составе сельсовета 18 деревень, в которых проживает 2943 человека. Из них 480 детей, около полутора тысяч трудоспособного населения. Работают три школы, три детских сада. Но если в Олтушской школе занимается более 160 учеников, то в остальных гораздо меньше — всего по 50—60. 

Главные работодатели — сельхозпредприятия «Савушкино», «Радонежское», «Орехово». Если первое — один из лидеров аграрной отрасли района, то «Орехово» — в числе аутсайдеров. Соответственно разнится и зарплата. Еще есть частная пилорама и лесничество. Впрочем, Витольд Петкевич убежден — на селе всегда можно заработать. Было бы желание:

— Более 20 жителей деревень Збураж, Радеж обратились в сельский Совет, взяли по три гектара земли. Выращивают помидоры, капусту, перцы, кто-то занимается голубикой. Местный предприниматель выращивает быков, мясо продает на рынке. В его стаде 28 голов. Некоторые в крайнем случае мотаются в Украину, что-то покупают, продают. Но, к сожалению, есть другая категория граждан. Они думают не о том, как бы заработать, а где бы выпить. 

Председатель сельисполкома вспоминает: весной он встречался с руководителями сельхозпредприятий, просил принять на работу тех, кто оказался за бортом жизни. Ему пошли навстречу:

— Я объехал всех, кто сидел без работы. Рассказал, что их ждут, готовы предоставить рабочее место. И многие добросовестно пошли, устроились по договору найма. Но хватило их ненадолго. Если человек не хочет работать — его ведь не заставишь. Есть такие, у кого ни профессии, ни опыта, а требуют зарплату 1000 рублей. А что вы, спрашивается, ради этого сделали? Можно пойти на курсы, получить специальность, проявить себя в деле, тогда уже что-то требовать. Сейчас максимально упрощена предпринимательская и ремесленническая деятельность, во многих случаях можно работать даже без государственной регистрации… Повторюсь: тот, кто хочет работать и зарабатывать, найдет возможность.

Безработные — в городе, вакансии — на селе

С председателем Олтушского сельисполкома солидарен начальник управления по труду, занятости и социальной защите Малоритского райисполкома Александр Нехаев:

— Приведу простой пример. В прошлом году несколько человек из числа безработных устроились в ЖКХ по договору подряда. Наниматель оценил отношение людей к делу, их добросовестность и предложил заключить контракты. Еще более красноречивый случай — житель нашего района вышел из тюрьмы после десятилетнего заключения. Родных не осталось, дом пришел в негодность. Оказали материальную помощь, посодействовали в трудоустройстве в районное ЖКХ. Он завязал с выпивкой, показал себя как ответственный работник. Сейчас решается вопрос о выделении ему комнаты в общежитии. 

Александр Нехаев приводит цифры — на 1 января 2018 года в качестве безработных зарегистрировано 68 человек. Это 0,7% экономически активного населения района, хотя еще весной этот показатель доходил до 1,5 процента. Нынешний уровень безработицы самый низкий за последние три года. Раньше в списках безработных числилось и по 150 человек.

В прошлом году в 18-тысячном районе на новых предприятиях и производствах создали 80 рабочих мест. 45 человек устроились в магазины торговых сетей, еще 35 — на малые предприятия. Например, цех по деревообработке привлек сразу 19 рабочих. Сейчас на предприятиях Малоритского района есть 113 вакансий. Производитель газосиликатных блоков «КварцМелПром» готов взять 20 человек. Нужны стропальщики, водители погрузчика, машинисты крана. Проблема в том, что около 70% безработных — жители города, но из 113 вакансий порядка 75 — «сельские»:

— В прошлом году за счет управления по труду, занятости и социальной защите было обучено 23 человека. Почти все они трудоустроены. Одна из самых востребованных профессий — водитель погрузчика. Срок обучения — всего 2,5 месяца. А вот аграрной отрасли требуются ветврачи, агрономы, зоотехники — специалисты с высшим образованием. Их на курсах не обучишь...

Ставка — на малый бизнес

Часть трудовых ресурсов района «оттягивает» Брест, который находится всего в 50 километрах от Малориты. Утренние поезда отправляются со 100-процентной загрузкой. Каждые полчаса курсируют маршрутки. Тем не менее Малорите, как и другим райцентрам, рабочие места очень нужны:

— Малоритский район — аграрный. У нас нет крупных производств. Поэтому основная ставка — на предприятия малого и среднего бизнеса. В январе в нашем районе было зарегистрировано два новых фермерских хозяйства. Вероятно, интерес к предпринимательству возрастет после либерализации условий ведения бизнеса. Пока же могу сказать, что люди только присматриваются к новым условиям. 

По мнению Александра Нехаева, сегодня даже те, кто зарабатывал на приграничной торговле между Украиной и Беларусью, выходят из тени. За весь прошлый год в управление обратилось 406 человек, 298 получили статус безработного. Среди них есть те, кто еще пару лет назад жил контрабандой. Но укрепление границы существенно усложнило этот способ заработка. Некоторые пытаются реализовать себя на легальном предпринимательском поприще. Управление по труду, занятости и социальной защите в этом готово помочь: 

— В прошлом году семи жителям района оказана поддержка в создании своего дела. Вчерашние безработные открыли шиномонтаж, салон красоты, занялись чисткой ковров и мебели, работают в розничной торговле. Обеспечивают свои семьи и, что немаловажно, добросовестно платят налоги. 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Анна ХВЕДЮК, заместитель председателя Щучинского райисполкома:

— Документ очень нужный и своевременный. Он, несомненно, дает более широкие возможности для того, чтобы направить трудоспособное население на поиски работы. Во-первых, люди сами активно начнут искать способы трудоустроиться, чтобы продолжать пользоваться льготами государства. Во-вторых, местные органы власти получат рычаги воздействия в виде комиссий, в которые войдут депутаты, общественные деятели, милиция. На мой взгляд, более активно надо подключать к этой деятельности глав сельсоветов. На местах гораздо лучше видно, на что способен человек и каким способом можно использовать его навыки и умения. Именно в сельской местности по-прежнему существуют определенные проблемы с трудоустройством. Поверьте, если будет нужно, дойдем до каждого. Мы ведь никогда и не стояли в стороне от решения этих вопросов. 

Евгения БЕРДЮГИНА, молодой специалист: 

— Обновленная редакция Декрета № 1 по сравнению с прошлым вариантом выглядит более смягченной и продуманной. Насколько я знаю, работающим могут вскоре предложить оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости. И пусть этот вопрос в Правительстве пока еще окончательно не проработали, согласитесь, это справедливое решение. Однако основная проблема, на мой взгляд, все же остается нерешенной. Несмотря на создающиеся на местах для содействия в трудоустройстве комиссии, далеко не каждый безработный сегодня может найти работу по своей специальности, особенно с достойной оплатой труда. Да, вакансий по рабочим профессиям хоть отбавляй. Но что делать тем же юристам и экономистам? Хорошее место по специальности им отыскать не так просто, а на переобучение соглашаются далеко не все — жалко лет, проведенных в стенах института. Мне кажется, вопросы взаимодействия с такой категорией безработных следовало бы продумать более детально.

Ирина КРУТАЛЕВИЧ, экономист: 

— Тунеядство — это проблема. К сожалению, есть люди, которые упорно не хотят работать, да еще и выпивают. Мне кажется, что у многих из них есть потенциал, просто, возможно, где-то они или оступились, или отчаялись. Где-то им не помогли. Думаю, что Декрет № 1 как раз такая мера, которая поможет этим гражданам почувствовать себя нужными. С другой стороны, бывает, что человек временно оказался в трудной ситуации, например, тяжело заболел родственник, долго лечился сам или у него были еще какие-то непредвиденные обстоятельства. И тут надо разбираться в каждом конкретном случае.

p.losich@gmail.com 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter