Какие бы промышленные и технологические революции ни переживал мир, но сельское хозяйство всегда останется базовой отраслью экономики. Спрос на продукты питания будет всегда. Более того, о былом их перепроизводстве в период пандемии давно забыли: население планеты растет по экспоненте, а количество земель, которых можно отдать под пашню, сокращается. Да еще климатические изменения и дефицит воды в густонаселенных регионах добавляет драматизма на рынках продуктов питания. Проблема продовольственной безопасности для многих государств в последние годы стала ребром. И сельское хозяйство сегодня является одной из самых привлекательных отраслей для международных инвестиций. Повышенное внимание инвесторы оказывают и нашим аграрным предприятиям. Какие регионы наиболее заинтересованы в сотрудничестве с Беларусью в области сельского хозяйства, какие направления являются ключевыми для инвесторов и какие успешные проекты с иностранным капиталом уже реализованы в нашей стране, «Р» рассказал заместитель начальника отдела по сопровождению инвесторов ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» Виталий Жолнерович.
В Беларуси достаточно развитое сельское хозяйство: есть специалисты, технологии, научная и образовательная базы, наработаны международные связи.
Во имя продовольственной безопасности
— Интерес иностранных инвесторов к сельскохозяйственному производству наблюдается по всему миру. Одним из лидеров по объемам инвестиций и количеству проектов, реализованных за рубежом, в том числе и по направлениям сельского хозяйства и пищевой промышленности, является Китай. Из-за роста населения спрос на продукты питания в этой стране перманентно растет. И руководство государства проводит планомерную политику обеспечения продовольственной безопасности, в том числе и через инвестирование в зарубежные аграрные активы. Наиболее активны китайские инвесторы в сфере сельского хозяйства в Африке и России, в первую очередь в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири. Основная часть китайских прямых иностранных инвестиций сосредоточена в относительно небольшом числе африканских стран: Нигерия, ЮАР, Судан, Алжир и Замбия. На эти страны приходится более 70 процентов прямых иностранных инвестиций Китая. За последние годы к этому списку присоединились и другие, такие как Гвинея, Гана, Демократическая Республика Конго и Эфиопия. Вторым крупным инвестиционным донором в сельское хозяйство являются страны Персидского залива, прежде всего Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. В силу природных ресурсов пахотные земли в этих государствах практически отсутствуют. Сельское хозяйство сосредоточено на выращивании овощей и фруктов в оазисах или на орошаемых плантациях. Но на 90 процентов государства Персидского залива зависят от импортных поставок продовольствия. Учитывая многочисленные риски в поставках, в том числе из-за пандемии, эти государства в последние годы активизировали реализацию программ по собственной продовольственной безопасности и инвестируют в зарубежное производство продуктов питания. Наиболее активно в Эфиопию — в силу близости этой страны географически. Но рассматривают сотрудничество с государствами из других регионов.В странах Персидского залива уже есть достаточно много аграрных компаний, которые ведут свой бизнес в одном или более иностранном государстве. С такими компаниями в 2020 году агентство при содействии белорусского посольства в ОАЭ проводило вебинар, где презентовали возможности Беларуси в сфере сельского хозяйства и пищевой индустрии. В формате видеоконференции рассказывали представителям арабских компаний о Беларуси, нашем бизнес-климате, возможностях сельского хозяйства и переработки. Ответили на вопросы.
Насколько мы поняли, партнерам в этом регионе не очень интересны проекты с нуля, так называемые greenfield, они предпочитают приобретать готовый бизнес или входить в капитал. Например, агентству известны случаи инвестирования арабскими компаниями в Сербию — там приобретают именно действующие предприятия в пищевой отрасли. Когда предприятие уже работает, оно более понятно для инвестора: есть специализация, определенные рынки сбыта, потенциал. И если для расширения производства необходимо техническое перевооружение и модернизация, то арабские инвесторы готовы вкладывать средства.
География в сочетании с климатом
— Несомненно, инвесторы рассматривают разные страны, в том числе и наших соседей — Россию, Украину. Правда, в последней уже сильные позиции заняли крупные агрохолдинги европейского и американского происхождения. У нашего южного соседа ценнейшие по плодородию земли, однако есть риски политической нестабильности и относительно слабо развита инфраструктура.У Беларуси есть много инвестиционных преимуществ. Во-первых, географическое положение. Наша страна находится между двумя крупными рынками сбыта — ЕС и ЕАЭС. Для многих инвесторов принципиальна возможность диверсифицировать рынки сбыта, даже если их ключевая цель — обеспечение продовольственной безопасности собственных стран. Тем не менее они всегда хотят при благоприятной конъюнктуре выгодно сбывать продукцию в других регионах, если цены в них более высокие, чем на родине. Во-вторых, у Беларуси хорошее транспортное сообщение с Китаем — контейнер доходит за 12—14 суток по железной дороге. Соответственно, у сельскохозяйственных компаний есть возможность как получать с азиатского рынка оборудование, сырье, материалы, так и сбывать продукцию в Китай. Кстати, с КНР у нас прорыв за последние три года по поставкам мясо-молочной группы.
В-третьих, в Беларуси развитое сельское хозяйство, поэтому есть специалисты, технологии, научная и образовательная базы, наработаны международные связи. У нас развито сельскохозяйственное машиностроение, страна практически полностью обеспечивает себя минеральными удобрениями. В-четвертых, порог входа в аграрный бизнес в Беларуси невысокий по международным меркам. При этом у нас достаточно продуктивные сельскохозяйственные угодья и относительно неплохие климатические условия.
Наша страна практически полностью обеспечивает себя минеральными удобрениями.
Из минусов с точки зрения инвесторов можно отметить низкую известность Беларуси как перспективной площадки для реализации проектов в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности. В первую очередь это страны дальней дуги. Для них мы больше знакомы по продукции машиностроения, а о белорусском сельском хозяйстве в мире известно немного. И сейчас усилия агентства сосредоточены на презентации нашей страны как обладающей в том числе и высоким аграрным потенциалом.
Порог входа в аграрный бизнес в Беларуси невысокий по международным меркам. При этом у нас достаточно продуктивные сельскохозяйственные угодья и относительно неплохие климатические условия.
Второй момент, который вызывает сомнения у инвесторов, — государственная собственность на сельскохозяйственные земли. Практически все инвесторы спрашивают: на каких условиях можно приобрести землю в собственность? Им приходится объяснять, что у нас есть частные сельскохозяйственные компании, которые арендуют землю у государства по договору на 99 лет. Что такой принцип хозяйствования не несет в себе никаких рисков, так как если предприятие выполняет все условия договора и соблюдает законодательство, то арендованную землю у него никто никогда не заберет, такие прецеденты агентству неизвестны. Тем не менее многие инвесторы привыкли работать с частной собственностью на землю. Нельзя сказать, что этот вопрос является для всех совершенно критичным, но требует дополнительного разъяснения.
Истории успеха
— За последние два года удалось привлечь несколько серьезных инвесторов в наше сельское хозяйство, которые уже приобрели активы и целенаправленно их развивают. Серьезный проект реализует фермер из Западной Европы. Первоначально он ориентировался на Казахстан, но Беларусь — соседняя страна, решил поближе познакомиться с возможностями ведения бизнеса у нас. Сначала он написал запрос в наше агентство — мы оперативно предоставили всю запрашиваемую информацию. Потом приехал лично, несколько дней ездили по Брестской и Гродненской областям, осматривали хозяйства. Для потенциального инвестора сделали выборку хозяйств, которые находились в стадии ликвидации или банкротства, а также проходят процедуру финансового оздоровления в рамках указов Президента № 253 и 399. Надо отметить, что они его поразили и технической оснащенностью, и фондом земель. Через месяц он еще раз приехал, осмотрел другие хозяйства. В итоге принял решение и приобрел три СПК с общей площадью сельскохозяйственных земель более 19 тысяч гектаров. Особенно фермеру понравилась цена. Хозяйства находились в стадии ликвидации, по ним уже проходило несколько этапов торгов, поэтому они реализовывались с весьма существенным дисконтом. В результате каждое предприятие обошлось приблизительно в миллион долларов. Это очень дешево по европейским меркам. Как сообщил инвестор, в ЕС гектар пашни стоит около 10 тысяч евро за голый участок. Фермер утверждал: чтобы получить угодья такой же площади у себя на родине, ему пришлось бы только за землю потратить около 200 миллионов евро. Поэтому его не смутило, что предприятия реализовывались с некоторыми условиями: обязательством инвестировать определенные суммы в развитие предприятий, сохранить на установленном уровне поголовья молочного стада и рабочие места. Кстати, первоначально инвестор ориентировался на растениеводство, но в СПК были молочно-товарные фермы с общим поголовьем свыше тысячи. И сегодня он весьма успешно развивает и молочное животноводство.Второй инвестор — из Казахстана. Он около тысячи гектаров пашни взял в аренду у хозяйства в Круглянском районе Могилевской области. У него есть аграрный бизнес на родине, а Беларусь его привлекла компактностью и географическим положением. У его действующего бизнеса ключевые рынки сбыта — Москва и Санкт-Петербург. И логистические издержки при огромных пространствах Казахстана могут съесть всю прибыль. Поэтому свой бизнес он решил развивать у нас. И очень доволен, рассматривает варианты увеличения размера земельного участка до 5 тысяч гектаров в ближайшее время.
Еще один очень интересный проект — в августе 2020 года пришел запрос из Новой Зеландии. Предприниматель хотел узнать, можно ли в Беларуси выращивать такую экзотическую для нас культуру, как киноа. Она происходит из Южной Америки, но сейчас очень популярна у приверженцев здорового питания. У бизнесмена уже было действующее предприятие в Грузии. Проект оказался не самым простым с точки зрения реализации. Дело в том, что киноа в Беларуси никто раньше не выращивал, поэтому такая культура в реестре сельскохозяйственных растений отсутствовала. Нашли для инвестора партнера в Могилевской области, который выделил 10 гектаров земли для испытания культуры, был заключен договор с нашей инспекцией по испытанию и охране сортов растений при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия. Были соблюдены все предусмотренные законодательством процедуры. Культура себя неплохо показала в Беларуси, поэтому испытываемый сорт киноа flava внесли в реестр.
Простота выращивания и отсутствие вредителей делают киноа растением, которое обладает огромным потенциалом для стран, испытывающих продовольственные проблемы.
Новозеландец планирует у нас развивать многопрофильный бизнес. Приобрел несколько объектов в Витебской области. Намерен их использовать как под офис своей компании, так и для туризма: хочет создать музей киноа, наладить производство из него виски — такой напиток входит в моду на Западе, есть вискокурни в США, Канаде, Западной Европе, а в Восточной — нет. Беларусь может стать региональным первопроходцем в этом направлении. Преимущественные рынки сбыта киноа и продукции из него — Европа и Китай. Новозеландского фермера покорили логистические возможности страны. Он отмечал, что в Новой Зеландии и Австралии таких возможностей для бизнеса нет. Есть земли, квалифицированный персонал, но все очень-очень дорого. Поэтому конкурентоспособную продукцию производить достаточно сложно. Развитие своего бизнеса он видит именно в Беларуси.
Поэтому у нашей страны есть весьма существенный инвестиционный потенциал. Но его необходимо развивать и системно привлекать инвесторов, чтобы повышалась эффективность и конкурентоспособность нашего сельского хозяйства.
volchkov@sb.by