Ольга Гиловейня знает, как превратить обычную шерсть в золотое руно

Валять с умом

Будете в городке Лиозно на Витебщине, не поленитесь заглянуть в здешний Дом ремесел. Местные мастера возрождают традиции по крупицам. Среди умельцев Ольга Гиловейня — художник, ремесленник и фелт­мейкер, или по‑простому валяльщик, знающий, как из непряденой шерсти сотворить чудо. 



Валяние ворвалось в ее жизнь стремительно, как скорый поезд. Сравнение вполне уместно, ведь до этого Ольга лет десять отработала провод­ником. А однажды получила от начальника задание — дополнить железнодорожную форму черным беретом по сезону. Таким, с «пимпочкой», улыбается Ольга:

— Была у меня в загашнике черная шерсть. Нашла урок по мокрому валянию в сети и справилась за полдня. Коллеги удивлялись: «Не может быть!»

Еще как может, стоит захотеть и включить творческую жилку. Физическая сила для валяльщика тоже не последнее дело, замечает Ольга:

— За одно изделие стирается пара резиновых перчаток. Грубую шерсть нужно перебрать, постирать, расчесать, выложить пышными облачками, чтобы легла ворсинка к ворсинке. Главные инструменты — чески, скалки, старинный рубель, вода, мыло, пленка, калькулятор, бумага и ручка. Без подсчетов никак, ведь нужно знать возможную усадку. 



Сколько себя помнит, Ольга была рукодельницей. Бабушка прекрасно вышивала, а мама вела в школе кружок «Умелые руки». После выпускного пошла в училище легкой промышленности в Витебске, затем работала на швейной фабрике, но из‑за проблем с жильем вернулась в Лиозно.

В Доме ремесел Ольга четвертый год. Занимается созданием традиционных народных костюмов, а еще ведет кружок по валянию «Шерстяника». Оригинальное название — это микс из «шерсти» и «земляники». Сочная ягода — бренд края и один из любимых сюжетов мастерицы. Ее землянички «горят» изящными брошками, превращаются в игрушки, брелоки и даже картины. Шерстяная живопись — отдельная тема, которую Ольга Гиловейня освоила не за один месяц. А теперь с радостью учит этому других. Такие картины — первое, что дети пробуют на кружке (для понимания техники). Разглядывая мягкие и очень уютные изделия, интересуюсь: «Фелтинг любому по плечу?» При желании вполне. Этой зимой на занятия приезжал «заграничный» ученик — Кирилл Богомолов, фермер из Смоленской области. Вместе с семьей он живет в приграничном Руднянском районе и в Лиозно частый гость. Объявление о кружке фелтинга увидел случайно и зашел на огонек. Попробовал валять сам и освоил азы, а еще презентовал Дому ремесел большой мешок шерсти от собственных овец. Хватило надолго, уточняет Ольга Гиловейня:

— Домашняя шерсть сегодня редкость, равна золотому руну. Используем ее только на аутентичные вещи. Для остальных берем магазинную. 



В экспозиционном зале подходим именно к таким работам — с историей. Шапки‑магерки и ушанки, платки и свитки — красивые, теплые и вполне «носибельные». Про магерку говорили, что снять ее можно только в двух случаях, смеется, интригует собеседница:

— ...Перед сном и паном. А вот эту валяную женскую свитку с боковыми клиньями у нас периодически хотят купить. Воротник у нее не меховой, а фантазийный. Дизайн придумали сами. Совсем скоро, — рассказала заведующая филиалом Дома ремесел Инесса Самусенко, — выйдет новая коллекция зимней традиционной одежды. Будут в ней и валяные вручную мужские головные уборы от Гиловейни. Креатив гарантирован. 

Продвигать изделия помогает интернет, а еще креативный подход. Как не улыбнуться, нажав клик, когда видишь хештег #шерстьлюблюкакмоль?.. На валяные шапки и рукавицы, шарфы и бактусы, сумки и бусы спрос есть. Конечно же, и среди россиян тоже.

КСТАТИ

Ольга Гиловейня пишет прекрасные стихи. Она — участник и дипломант многих конкурсов, в том числе российских. Сборник «Обнимая небо» Ольга посвятила своему отцу Николаю Александровичу и его мечте — стать летчиком.

naumova@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter