– Алина Михайловна, что представляет собой имеющийся прототип белорусской вакцины от коронавируса?
– За основу мы взяли технологию производства инактивированных вакцин – эта методика давно известна и считается классической. Предпосылкой для ее выбора стало то, что такой тип препарата обеспечивает приемлемый уровень защиты привитых (не менее 70 процентов) и включает полный спектр вирусных антигенов в своем составе. Такая вакцина достаточно удобна для промышленного производства и не требует особых условий при хранении и транспортировке, обладает высокой стабильностью. Еще одно преимущество: на основе разработанной платформы можно создавать комплексные вакцины для защиты против нескольких инфекций. Полученный нами прототип инактивированной цельновирионной вакцины – это, по сути, просто оболочка убитого вируса. В контролируемых лабораторных условиях его культивируют, а затем обрабатывают таким образом, чтобы он утратил жизнеспособность и возможность вызывать патологический процесс, но при этом сохранил все свои антигены. Способы инактивации вируса разные: при помощи термической обработки, гамма-излучения либо воздействия химическим средством. Мы применили широко используемый в настоящее время и наиболее доступный химический способ инактивации вируса. Следующие этапы – очистка (удаление компонентов клеток) и концентрирование (получение максимально возможного количества инактивированных частиц вируса в единице объема).
– Чем наш прототип отличается от тех препаратов, что уже применяются в стране?
– По своим свойствам белорусская вакцина будет аналогом препарата «Синовак», который производится в Китае. Отличие между ними лишь в том, что для белорусской вакцины будут использоваться штаммы вируса, наиболее широко представленные и циркулирующие на территории Беларуси. Это позволит сделать ее максимально эффективной для нашего региона.
– То есть наша вакцина будет одинаково действенна против разных штаммов коронавируса?
– Создаваемый препарат должен быть эффективным в отношении всех вариантов, однако сама технология получения инактивированной цельновирионной вакцины предусматривает, если необходимо, возможность оперативной замены штамма вируса при изменении эпидемиологической обстановки и появлении новых штаммов. Таким образом, всю систему можно легко адаптировать при появлении новых вариантов вируса.
Запустить вакцину в промышленное производство рассчитывают в 2023 году
– Какие испытания предстоит выдержать препарату, прежде чем он поступит в производство?
– На следующем этапе исследований к нам подключился Институт биофизики и клеточной инженерии Национальной академии наук, сотрудники которого оценили иммуногенность и токсичность препарата in vitro (в пробирке) и приготовили конъюгированный вариант вакцины путем объединения того прототипа, который мы изготовили, с адъювантом (веществом-помощником, стимулирующим иммунный ответ). В соответствии с экспериментами, проведенными нашими коллегами можно констатировать, что разработанные варианты прототипа вакцины вызывают выраженный иммунный ответ и не токсичны для клеток. Осенью экспериментальная партия вакцины поступит на предварительные доклинические испытания на животных. Результатом нашей научно-исследовательской работы станет создание лабораторного регламента производства вакцины. Затем мы передадим эту технологию производителю, задача которого – воспроизвести и масштабировать производство. То есть будет изготовлена первая опытно-промышленная партия. Фактически это будет уже препарат с полным комплексом разрешительных документов на производство и опытно-промышленную партию. Следующий этап – доклинические испытания вакцины на животных. Критериями оценки станут иммуногенность и токсичность препарата, и это будут более масштабные исследования. Затем последуют первая и вторая фазы клинических испытаний на добровольцах. По их результатам вакцина получит разрешение к применению. Планируется, что это произойдет не ранее 2023 года.
– Для белорусских ученых проект по разработке собственной вакцины против COVID-19 в некотором смысле уникальный, ведь у нас в стране полностью отсутствует производство вакцин для человека. Достаточно ли накопленного опыта и ресурсов, чтобы реализовать такой масштабный проект?
– В РНПЦ эпидемиологии и микробиологии есть специалисты, имеющие значительный опыт в области вирусологии, а также высокотехнологичное оборудование, что позволило активно включиться в эту работу. Идея разработки собственной вакцины против коронавирусной инфекции возникла в конце 2020 года. Именно тогда специалисты нашего центра начали работать в этом направлении. Сейчас у нас этим занимаются две специализированные лаборатории: лаборатория биобезопасности с коллекцией патогенных микроорганизмов под руководством Анатолия Красько и лаборатория биотехнологии и иммунодиагностики особо опасных инфекций, возглавляемая Павлом Семижоном. Это единственные в стране лаборатории, которые имеют специальное разрешение и соответствующие условия для работы с патогенными биологическими агентами 3-й и 4-й групп риска: в свое время они проводили исследования в отношении вируса Эбола и возбудителя сибирской язвы. К реализации проекта приступили в апреле и продолжим эту научно-исследовательскую работу до конца нынешнего года. Государство выделило нам финансирование на улучшение материально-технической базы центра и дооснащение лабораторий тем оборудованием, которое нужно для изготовления экспериментальной партии.
derzhanovich@sb.by